Войти в почту

Автомобили, которые исчезли вместе с Советским Союзом

Вместе с советской эпохой исчезли многие модели авто, которые, казалось, будут жить вечно. Некогда успешные и популярные автомобили были утрачены навсегда.

Автомобили, которые исчезли вместе с Советским Союзом
© Car.ru

«Запорожец» стал первым массовым автомобилем, который производился с 1960 года на заводе «Коммунар» в Украине. Первой моделью, поставленной на конвейер, стал ЗАЗ-965, в народе его называли «Горбатый». Стоимость крохотной машины на тот момент была не малой - 1800 рублей, но «конкуренты» стоили куда дороже: «Москвич-403» - 3600 рублей, 21-я «Волга» - 5600 рублей.

Массовой моделью автомобиль так и не стал. Прежде всего, сам завод не торопился налаживать производство, а специализировался на выпуск комбайнов. 965-й был копией зарубежных достижений, основой ему послужил Fiat 600, некоторые идеи позаимствовали у немецкого «жука».

Данные технологии подстроить под отечественные условия и дороги оказалось не так просто. После доработок «Запорожец» требовал частого технического обслуживания. Каждую тысячу километров надо было смазывать подвеску, а через 2 000 км - менять масло.

На смену «горбатому» пришел «ушастый», его официальное название ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968. Такое название машина в народе получила из-за воздухозаборников, расположенных на задних крыльях. Именно эти модели стали более популярными, их выпускали по 1994 год. За этот период сделано более 3 миллионов машин.

Не выпускают больше и новой «Чайки» ГАЗ-13. Первый экземпляр представительского класса появился в 1957 году. Премьера на мировом рынке состоялась в 1958 году в Брюсселе.

Автомобили этой марки никогда не продавались, у простого народа просто не хватило бы на них денег. «Чайки» были черные, иногда выпускали двухцветные варианты, была и единственная белая модель. Такие машины были только у первых лиц страны.

Пострадал от распада СССР и завод ЗИЛ, который начал свою работу в 1916 году. К 1934 году завод, получивший имя Сталина и стал именоваться ЗИС, в то время производилось 100 тысяч автомобилей в год, а к 1975 году производство увеличилось до 260 тысяч автомобилей. Это было крупнейшее предприятие в Союзе, в штате которого числилось более 120 тысяч человек.

У сотрудников были свои дома отдыха, пионерские лагеря и даже футбольная команда. С развалом страны объем производства упал до 7 тысяч экземпляров в год. Спасти производство не удалось.

В 2014 году некогда гигантское предприятие насчитывало всего 2305 работника. Позже завод закрыли, сегодня на его территории построен новый жилой квартал с парками и Ледовым дворцом.

Немного лучше сложилась судьба у «Москвича». Первая модель «Москвич-400» была выпущена в 1946 году. Но именно 408-я версия стала хитовой, ее выпускали с 1964 года. «Москвичи» были очень успешны, выигрывали за свою историю десятки международных ралли и пользовались спросом за рубежом.

В 1996 году на АЗЛК автомобиль в первый раз встал конвейер. В 2001 году завод обанкротился. На отдельных его мощностях стали производить Renault Logan.

Народный автобус РАФ выпускали в Латвии, он возил людей по всей России - от Закавказья до Чукотки. Среди РАФов были машины скорой помощи, милицейские фургоны, маршрутки.

До распада страны с конвейера в Елгаве сходило по 15 000 машин в год. А после развала СССР для завода наступили тяжелые времена: рынки сбыта закрылись, закрыли господдержку, цены на комплектующие выросли. Шансов на выживание у автобуса не осталось.