Войти в почту

Удивительная история самого передового российского двигателя

ЗМЗ-402 имеет возможность питаться топливом даже самого низкого качества и работать с большой перегрузкой.

Удивительная история самого передового российского двигателя
© Car.ru

Поэтому неудивительно, что этот мотор, впервые выпущенный в 1956 году, пережил многие модели, и его продолжают производить и сейчас.

Передовая конструкция. Разработка агрегата осуществлялась для установки на «Волгу» ГАЗ-21 середины 50-х годов. Его задачей становилась замена нижнеклапанного мотора от «Победы», выпущенного еще в 40-х годах. Двигатель ЗМЗ-402 сумел вобрать в себя лучшие решения технического плана от инженеров компаний ГАЗ и ЗМЗ. Его конструкция заслуженно рассматривалась как передовая, с показателями, выглядевшими прилично даже на фоне зарубежных аналогов.

4-цилиндровый верхнеклапанный, с нижним распредвалом мотор был полностью сделан из алюминия. При рабочем объеме 2,45 л (диаметр цилиндра и ход поршня 92х92 мм) и степени сжатия 6,7 он развивал 70 л.с.

Но к началу производства «Волги» агрегат не успел. На первые автомобили все же ставились нижнеклапанные моторы, правда, с объемом, увеличенным до 2,4 литров. И только с 1957 года на машины стали устанавливать новые двигатели.

Оригинал, а не копия. Двигатель ГАЗ-21 стал первым в истории советской автомобильной промышленности мотором оригинальной конструкции. Он не был скопирован ни с какого зарубежного аналога, несмотря на использование западного опыта.

Рекорды по форсировке. Следом за 70-сильным вариантом в серию пошел двигатель 21Д со степенью сжатия 7,15, мощностью 75 л.с., рассчитанный на 76-й бензин. А на экспорт уже в 1960-е делали 80-сильную и даже 85-сильную версии мотора со степенью сжатия 7,65.

В конце 60-х для «Волги» были созданы модернизированные моторы семейства ЗМЗ-24. Стандартный мотор имел такой же объем в 2,5 литра, но степень сжатия у него уже была 8,2, и он получил возможность работать на 93 бензине.

После проведения модернизации мотор выпускался под названием ЗМЗ-402. Мощность базового агрегата с новым карбюратором подняли до 100 л.с. В 1978 году для номенклатурного автомобиля была выполнена разработка мотора с форкамерно-факельным зажиганием, мощность которого достигала уже 102 л.с. Еще в 1978-м разработали ЗМЗ-4024 с системой впрыска топлива, степенью сжатия 8,2 и мощностью уже и 110–115, а потом — и 119 л.с. Но моторы такого типа в серию не пошли.

65 - не возраст. Общее число выпущенных моторов этой модели давно превысило 6 миллионов. Количество же моделей машин, на которые он устанавливался, несколько десятков.

Правда Заволжский моторный завод прекратил их производство в 2017 году, спустя 60 лет после первого мотора, но Ульяновских делает их и сейчас.

Заключение. Немало автомобилистов и сейчас ценят эти моторы за простоту, надежность и возможность ремонта практически в полевых условиях. А во многих уголках нашей огромной страны, это и сегодня — не последние при выборе качества.