Как я «покупал» машину, или Добро пожаловать в мир безумных цен и перекупов

Начну с того, что всё написанное здесь не является плодом моего воображения, попыткой задеть какое-то конкретное лицо или салон, или оскорбить чьи-то чувства. Описанное в этом материале — чистая правда, произошедший со мной случай, который я решил перенести на бумагу. Уверен, что многие читатели будут солидарны со мной в моём возмущении и чувстве праведного гнева. Но обо всём по порядку.

Как я «покупал» машину, или Добро пожаловать в мир безумных цен и перекупов
© News.ru

Некоторое время назад я задался целью купить себе автомобиль, было это в ноябре 2020 года. На руках была совсем небольшая скопленная сумма, оставшаяся после продажи моего старенького Mitsubishi Mirage 2000-го года выпуска. Впрочем, несмотря на возраст, японское авто оставило после себя лишь приятные впечатления, очередной раз напомнив о своей выносливости (пробег был за 250 тысяч) и дешевизне обслуживания. Но хотелось что-то поновее, поэтому я решил поискать для себя японский вариант. Открыл «Авито», Auto.ru — начал смотреть цены. И тут я обалдел. Сказать, что за время владения моим Mirage цены выросли — ничего не сказать. Старенькая, но надежная Mazda Demio 2005 года выпуска, к примеру, стоила около 300 тысяч рублей, хотя полгода назад цены на неё спокойно варьировались до 250 тысяч за аппарат. Пролистав еще несколько страниц, я убедился в том, что сейчас, наверное, лучшее время для накоплений, так как, во-первых, я работал, а во-вторых, не хотел залезать в банковское «рабство», набирая непропорциональных своему доходу кредитов (кстати, никому не советую, если ваш доход низок).

Сказано-сделано. С ноября я вступил на усиленный путь накопления средств и экономии денег на всём, на чём можно сэкономить. Моей целью было накопить хотя бы двести-триста тысяч рублей, чтобы рассматривать варианты от 2010 года, в более-менее приличном техническом состоянии, с не битой и не ржавой «кузовщиной» и с экономичным расходом топлива. И на автомате, иначе в московских пробках никак, уж простите. Кстати о топливе: за то время, что я копил деньги на машину, бензин подорожал на несколько рублей. Сейчас литр 95-го стоит около 50 рублей на заправках всеми известной российской марки, а 92-й — 45 рублей. Несколько лет назад, помню, цены варьировались в диапазоне от 40 до 45 рублей. Это жесть. Сколько он будет стоить через 5 лет? 65 за литр? Камон, очнитесь!

Итого почти за 10 месяцев накоплений, диеты, состоящей преимущественно из овощей, фруктов и макарон, изредка сдобренных кусочками варёной курицы или индейки, работы в двойном объёме и беспроцентного долга от друзей, я скопил нужную сумму. По моему скромному мнению, её должно было хватить на автомобиль среднего класса. Рассматривать я планировал несколько вариантов: небольшой хетчбэк Suzuki Swift, Ford Focus 2-го поколения в рестайлинге и пару машин с клиренсом повыше среднего — выбор пал на старенькую Kia Soul и Renault Duster.

Предвкушая приятное разнообразие на рынке, чувствуя себя не меньше, чем Гобсеком из романа небезызвестного Бальзака, я открыл Auto.ru. И...о боже, я просто не поверил своим глазам! Цены выросли пропорционально моим накоплениям, грубо говоря, если я скопил сто тысяч, то цены в среднем выросли на 70 тысяч! Нет, варианты, конечно были. «Фокусов» за 400 тысяч продаётся и сейчас великое множество, но они или битые, или набегали от 200 тысяч километров, или имеют зашпаклёванные пороги и арки. Те «Форды», которые я рассматривал, и которые находятся в наиболее приличном состоянии — стоят уже около полумиллиона рублей. Полмиллиона, Карл! За авто 2010 года!

Про «Свифты» и говорить нечего — японский автопром, по моему скромному мнению, стал лидером в гонке по взвинчиванию цен. Небольшой Suzuki сейчас стоит приблизительно, как кроссовер Duster пару лет назад — около 530 тысяч рублей за предложение от 2010 года. Есть, впрочем, индивидуумы, просящие за аппарат восьмилетней давности около 670 тысяч рублей.

Остальные предложения я листал, будто бы находясь в тумане или в сюрреалистической сказке Льюиса Кэрролла. Перекупы притворялись частниками и продавали откровенный автохлам за более чем полмиллиона рублей. Была Skoda Fabia после ДТП «в круг», которую предлагали за сумму, сравнимую с первичным взносом по ипотеке на неплохую студию в Москве. Был даже бюджетный когда-то Dodge Caliber, который сейчас стоит, как новый «Логан» несколько лет назад. Всё это убедило меня в том, что все вокруг обезумели.

Как можно так взвинчивать цены на ржавое и непригодное для езды железо, когда вокруг людей творится пандемия, доходы населения падают, а цены неуклонно растут вверх? При всём кошмаре, сейчас в России дела ещё не так плохи, во всяком случае доллар и евро не «трясёт», а значит и цены на б/у машины не должны подняться на 15-20%! Но нет, они поднялись!

Отдельно хотелось бы упомянуть мой поход в автосалон, расположенный в Москве около метро «Южная». Там меня встретил абсолютно незаинтересованный в продаже автомобиля менеджер, который увидя, что я интересуюсь причинами больших зазоров на капоте и бампере, сразу потерял ко мне интерес. На дальнейшие мои расспросы про кривые подушки безопасности, промазанные мастикой крылья и «покоцанный» салон со скрученным пробегом менеджер отвечал сквозь силу, в конце осмотра выдав потрясающую в своей наивности фразу: «Зачем вы мне всё это рассказываете?». Я был обескуражен. С такой откровенной расхлябанностью перекупов, работающих в автосалоне, я ещё не встречался.

Но что поделать, видимо сейчас такое время. Время, когда цены на автомобили растут неимоверно быстро. Время, которое заставляет население всё больше и больше обращаться к кредитам и залезать в алчную гонку за деньгами и тратя свои нервы и психику ради куска железа, которое очень сложно выбрать и купить. Но видимо это законы рынка, поддающиеся хаотичной стагнации и дикому росту цен. Впрочем, где наша не пропадала? Вдруг, через полгода стоимость автомобилей поползет вниз. Ведь мы живём в безумном мире и наш единственный союзник — надежда. А надежда, как известно, не умирает.