Минэкономразвития и Минпромторг России договорились о размере и условиях скидки для покупателей электромобилей. Обсуждение шло в рамках выработки механизма стимулирования спроса, предусмотренного "Концепцией развития электротранспорта в России" (документ готовит Минэк). Скидка для покупателей электрокаров, собранных в нашей стране, составит 25% от их стоимости, сообщила пресс-служба министерства. Ее можно будет получить, при покупке электрокара стоимостью не дороже 2,5 млн рублей. Таким образом, максимальный размер скидки составит 625 тыс. рублей, сообщает пресс-служба Министерства экономического развития. "До конца 2023 года скидка будет распространяться на покупку электромобилей крупноузловой сборки, в том числе с использованием импортной аккумуляторной батареи. В 2024-2025 годах условием ее получения станет наличие на электромобиле отечественной батареи или мелкоузловая сборка электрокара, предусматривающая сварку и окраску кузова", - подчеркнули в пресс-службе ведомства. В 2026-2030 годах преференции будут действовать только в отношении электрокаров, у которых кузов был сварен и окрашен на российском заводе и аккумуляторная батарея выпущена в нашей стране. В Минэкономразвития подчеркивают, что скидка будет действовать на приобретение полностью электрической модели: на автомобили с гибридными технологиями она распространяться не будет. Скидку, как удалось выяснить "Газете.Ru", предоставят по аналогии с госпрограммой льготного автокредитования: если автовладелец подходит под условия господдержки, то к его первоначальному взносу по кредиту правительство добавит 25% стоимости автомобиля. Как будто их внес сам будущий хозяин машины. Условия хорошие Власти предлагают автопроизводителям очень либеральные условия для запуска производства электрокаров в нашей стране, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Но даже они, полагает он, вряд ли заинтересуют инвесторов вкладываться в развитие выпуска электромобилей в России. "До 2030 года, согласно "Концепции развития электротранспорта", 10% новых машин, которые продаются в России, должны быть на электротяге. С учетом прогноза объемов этого рынка в 2-2,1 млн штук, речь идет примерно о продаже 200 тыс. электрокаров ежегодно. Я не верю в эти цифры и предпосылок, чтобы изменить мнение у меня нет", - заявил "Газете.Ru" эксперт. По оценкам Бургазлиева, электрокар стоимостью до 2,5 рублей – это модель компактного класса или субкомпактный кроссовер. Он полагает, что даже с учетом скидки, большая часть потенциальных покупателей за эти деньги все же сделает выбор в пользу автомобиля классом выше. Например, обратит внимание на среднеразмерный кроссовер или автомобиль сегмента D, не говоря уже о подержанных 2-3-летних моделях. Инвестиций в запуск электрокаров требуется заметно меньше, чем автомобилей с ДВС, особенно когда есть необходимые производственные мощности, полагает Бургзалиев. "Renault-Nissan, Haval и любой другой автопроизводитель, имеющий в своей линейке модель на электротяге, вполне мог бы вывести ее на наш рынок и начать ее сборку в России. Все упирается в спрос: экономически невыгодно начинать производство модели тиражом менее 25-30 тыс. штук в год. Думаю, что даже при самых благоприятных условиях, в ближайшие 3-4 года мы с трудом дотянем до 10 тыс. проданных электрокаров в год", - прогнозирует Бургазлиев. Интерес автопроизводителей к производству в нашей стране электрокаров могли бы подстегнуть гарантии спроса со стороны государства на эти модели. К примеру, заказы крупных структур, вроде Почты России. Это потянуло бы и рост спроса на электромобили со стороны обычных автомобилистов, считает эксперт. Автопроизводители не хотят запускать в России производство электрокаров, пока занимают выжидательную позицию. "Нам не составит труда оперативно наладить выпуск электрической модели, поскольку "АвтоВАЗ", как часть Renault обладает всеми необходимыми технологиями. Вопрос исключительно в спросе на электромобили в нашей стране", – заявил "Газете.Ru" директор по связям с общественностью "АвтоВАЗа" Сергей Ильинский. По его словам, принять решение о запуске электрической модели, волжский автозавод сможет, только когда увидит, что такой спрос есть, и он экономически обоснован. Похожей позиции придерживаются и в российском представительстве компании Skoda, выпускающей автомобили в Калуге и Нижнем Новгороде. "Мы следим за развитием российского рынка электромобилей, но пока говорить о выводе таких моделей марки Skoda слишком рано", - сообщил руководитель направления PR Skoda Auto Россия Тимур Алиев. В российском офисе китайской автокомпании Haval ключевым значением для владения автомобилем (а, следовательно, и предложением товара) с полностью электрическим приводом считают развитие инфраструктуры зарядных станций. "Пока рано говорить о локализации электромобилей в России. Мы проанализируем дальнейшую тенденцию спроса", - заявил "Газете.Ru" исполнительный директор ООО "Хавейл Мотор Рус" Жером Сего.