Войти в почту

Легенды среди авто: Грузовики и автобусы, помогавшие строить СССР

Техника, выпущенная в Германии, Италии, Британии, США начала поступать в Советскую Россию, а также в Красную армию, спустя некоторое время после окончания Гражданской войны.

Легенды среди авто: Грузовики и автобусы, помогавшие строить СССР
© Car.ru

Несмотря на то, что Страна Советов заявляла об «отречении от старого мира», она была на протяжении многих лет заинтересована в поставках техники из-за рубежа, в том числе и автомобилей из стран капиталистического строя. Завоз легковых автомобилей осуществлялся в относительно небольших количествах, главным образом для использования чиновниками. Помимо этого, в Союз ввозились также грузовые автомобили и автобусы, применявшиеся на большей части социалистических строек. Таких разновидностей и модификаций было огромное количество. Некоторые из них производились массово, другие в единичных экземплярах, но все они оставили свой след в автомобильной истории Страны Советов.

Помощь от заграницы. Наследство Советской России в плане автомобилей было не таким уж и богатым. Парк машин был разнообразным и совсем маленьким для страны таких размеров. К середине 1920‑х, уже после гражданской войны, в стране числилось около 12 000 автомобилей, но сколько на них успели поездить – не было известно никому. Уже порядком изношенные автомобили White, серии TAD, некоторые заводы смогли отремонтировать и вернуть на дороги – но этого было слишком мало. Не спасли ситуацию и советские АМО-Ф15, которых создано было только тысяча единиц.

Закупка импортных автомобилей стала производиться еще в 1920-х. Германия стала первым государством, с которым у СССР было налажено активное сотрудничество в сфере экономики. К примеру, в 1923 году в концессию компании Junkers был отдан недостроенный еще завод в Филях. В этом же году прошел автомобильный испытательный пробег, в котором принимали участие немецкие трехтонные машины NAG c двигателями объемом 7,68 л (29,4 л.с.) и два грузовика Bussing, тоже трехтонные с моторами объемом 5,71 л (21 л.с.). Помимо немецких, на территорию СССР завозились и итальянские грузовые машины, а также шасси FIAT, Spa и Lancia. Именно последнее и стало образцом для грузового автомобиля Украина, который планировали производить в Харькове.

Автобусы с правым рулем. Второй проблемой еще большего масштаба, нежели нехватка грузовых автомобилей, становилось практически полное отсутствие пассажирского транспорта в быстро растущих городах. В Москву, начиная с лета 1924 года, были завезены автобусы британского производства марки Leyland. На то время это была достаточно мощная техника. Модель GH7 была оборудована 60-сильным мотором на 4 цилиндра с объемом рабочей камеры 6,6 л и вмещала 28 пассажиров. Машина могла развить скорость до 30 км/ч. Интересным моментом было то, что при правом расположении рулевого колеса, двери также находились справа, скорее всего, по желанию заказчика.

В остальных городах работала и другая техника. К примеру, в Харькове машины на трехосном шасси Bussing VI GL. Так как зарубежные авто были не из дешевых, к процессу подключились советские заводы, в частности: АМО, московский Аремкуз, ленинградский АТУЛ, мастерские Закавказпромторга. Ими было освоено производство кузовов на еще не отремонтированных или новых шасси зарубежного производства.

Заключение. Помимо пассажирской техники, активно завозились и военные грузовые автомобили. Сюда можно отнести модели АМО и АМО-2 американского производства, которые стали предшественниками легендарного ЗИС-5.