Войти в почту

Как инвестиции Олега Дерипаски сделали ГАЗ лидером рынка коммерческого транспорта

Инвестиции в развитие На момент приобретения Горьковского автозавода в 2000 году предприятие находилось на грани банкротства - на складах находились тысячи некомплектных автомобилей, 90% расчетов составляли бартерные и вексельные схемы, отсутствовали средства не только на инвестиции, но и на своевременную выплату заработной платы, на производствах были регулярные простои из-за нарушения графика поставок комплектующих. Причин для этого было несколько: экономическая система страны переживала сложный период, а автомобильная отрасль к концу 90-х существенно отстала от лидеров мирового автопрома. Чтобы преодолеть затянувшийся кризис, потребовалось, в частности, реорганизовать производство на заводе. В июле 2018 года тогда еще вице-премьер Дмитрий Козак говорил, что в России на 10 тыс. рабочих приходится три промышленных робота, в то время как в среднем по миру их число на указанное количество человек составляет 69. В то же время, в группе ГАЗ на 20 тыс. рабочих сегодня приходится почти 600 роботов и уровень автоматизации на ключевых участках достигает 80%, свидетельствуют данные компании. К тому же новейших роботов нельзя поставить в один ряд с простейшими роботами первых поколений. Нынешние "умные помощники" на треть быстрее, а точность выполнения операций в десятки раз выше: например, на современных сварочных линиях завода допустимая погрешность сварочной точки составляет не более двух сотых миллиметра. Передовые технологии используются и на окрасочных комплексах - так, интерьерный робот помещается в кузов автомобиля и окрашивает его изнутри, учитывая при этом тысячи параметров, в том числе гравитацию. В последние десятилетия существенное влияние на развитие экономики оказала глобализация. Не стала исключением и автомобильная отрасль: пошлины на импорт автомобилей в РФ ниже, чем во многих странах мира, что подстегивает конкуренцию между отечественными и зарубежными производителями. Несмотря на это, группа ГАЗ, по данным компании, удерживает 50% рынка в сегменте легких коммерческих автомобилей и входит в десятку крупнейших мировых производителей коммерческого транспорта - этого удалось добиться за счет соблюдения жестких рамок по цене, стоимости владения, функциональности и техническим решениям, отвечающим запросам клиентов. В частности, группа ГАЗ разработала линейку техники нового поколения NEXT, сочетающую в себе прочную рамную конструкцию, независимую переднюю подвеску, мощный двигатель и доступную цену (как на сам автомобиль, так и на его обслуживание), а в этом году на рынок представлена новая Газель NN, которая ознаменовала переход от аналогового к цифровому транспорту с широким применением электронных сервисов. "20 лет назад главным акционером ГАЗа стал Олег Владимирович Дерипаска. Тогда мы встречались с ним на полях бюро правления Российского союза промышленников и много говорили о развитии Горьковского автомобильного завода, о тех традициях которые там есть. И я понял, что он действительно тот человек, который, взяв завод, еще построенный в 30-х годах, берет на себя большую ответственность для развития этого завода и видит большую перспективу, и в дальнейшем это все оправдалось. Сегодня мы видим, каких впечатляющих результатов удалось добиться на ГАЗе благодаря личному вниманию и заинтересованности Олега Владимировича в результате, его способности предвосхищать те направления, за которыми – будущее, и его вложениям в то, чтобы это все реализовать", — рассказал генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерий Цыбанев. Экология и транспорт Важнейшие тенденции развития мировой автомобильной отрасли сегодня - это повышение экологичности и автоматизация транспортных средств. Это глобальный процесс, в который включилась и группа ГАЗ. Так, компания с 2005 года наладила выпуск первых в России автобусов на газовом топливе, а в настоящее время выпускает полную линейку техники на метане. Компания инвестировала свыше 11 млрд рублей в создание производства нового семейства двигателей экологического стандарта "Евро-5" с перспективой доведения до норм "Евро-6", в том числе на газовом топливе. Компания ведет серийное производство электробусов большого класса, разработала линейку электрических LCV GAZelle e-NN. Также в сотрудничестве с немецкой компанией EFA-S реализуется проект, в рамках которого будут созданы и внедрены в эксплуатацию в Германии водородные электромобили. В настоящее время в объединенном инженерном центре "Группы ГАЗ" разрабатываются электрические версии автобусов среднего и особо большого классов, среднетоннажных грузовиков, что позволит компании в перспективе предлагать полную линейку техники на электротяге. Автомобили для будущего В 2021 году ГАЗ начал производство машин нового поколения GAZelle NN. "ГАЗель NN" - не только новая модель легкого коммерческого автомобиля, но и платформа для дальнейшего развития, на базе которой в течение длительного времени будут создаваться модели и модификации коммерческого транспорта. Модернизация группы ГАЗ позволила привлечь международных партнеров - на ее производственной площадке было организовано сотрудничество с компаниями Volkswagen и Daimler. А американский GM доверил ГАЗу выпуск своих автомобилей Chevrolet Aveo, когда они производились в России. Совместные инвестиции ГАЗа с партнерами в эти проекты составили около 500 млн евро. ГАЗ также создал СП с мировыми производителями автокомпонентов и стал поставлять комплектующие не только на свои конвейеры, но и для автомобилей зарубежных брендов, локализованных в РФ. С созданием автомобилей линейки NEXT начался активный выход компании на экспортные рынки, и за несколько лет ГАЗ увеличил географию поставок с 16 стран до 40, следует из материалов на сайте организации. Компания инвестирует в развитие дилерской сети и точек послепродажного обслуживания, а также обучает персонал за рубежом. Группа ГАЗ идет в тренде глобальных тенденций автопрома - это цифровизация транспорта, интеллектуальные системы управления автомобилем, электротранспорт. Еще с начала нулевых принципиальной позицией Олега Дерипаски являлось сохранение и развитие собственных инженерных компетенций, обучение молодых специалистов, чтобы отечественные машины создавались российскими инженерами на российских заводах. Кадры решают все К новым разработкам привлекаются ведущие технические вузы страны. Так, совместно с Нижегородским государственным техническим университетом им. Алексеева ГАЗ разработал беспилотный электромобиль "ГАЗель NEXT", который в прошлом году уже прошел эксплуатацию в реальных условиях на Южно-приобском месторождении "Газпромнефти". Для развития компетенций в таких областях, как разработка современных транспортных электроплатформ, электронных устройств и программного обеспечения, группа ГАЗ совместно с МГТУ им. Баумана создала инжиниринговый центр, в котором в настоящее время работают 50 научных сотрудников и инженеров университета. Каждый год на предприятиях группы ГАЗ проходят практику более полутора тысяч студентов профессиональных училищ и вузов. При этом Олег Дерипаска и благотворительный фонд, который он создал, поддерживают комплексные проекты для выявления талантливой молодежи и создания инженерных кадров будущего, например, таких, как "Робофест", "Робокросс" и многих других. Развитию социальной инфраструктуры и волонтерства уделяется внимание и на самом предприятии. Так, в 2021 году рабочие и молодежные советы группы ГАЗ выступили с инициативой преобразований и улучшения качества жизни в регионах присутствия компании. В результате появилась программа "Новый социальный вектор", поддержанная Олегом Дерипаской.

Как инвестиции Олега Дерипаски сделали ГАЗ лидером рынка коммерческого транспорта
© Газета.Ru