Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

Российские водители бросают пить

За первое полугодие число дорожно-транспортных происшествий в России снизилось на 7%, рассказали в . Наиболее резко сократилось количество ДТП с участием нетрезвых водителей – почти на 40%. Эксперты видят в этом явлении отложенный эффект от введения несколькими годами ранее уголовного наказания за езду в нетрезвом виде, а также увеличения числа рейдов по поимке пьяных автомобилистов.

Аварийность в России за полгода упала на 7%
Фото: ТАССТАСС

С января по июнь 2021 года в России произошло 57,6 тыс. дорожных аварий, что на 7,1% меньше, чем за первые шесть месяцев 2020 года, следует из статистического отчета ГИБДД РФ, подготовленного по запросу «Газеты.Ru».

Видео дня

«В ДТП погибли 5,8 тыс. (-11,2%) и получили ранения различной степени тяжести 73 тыс. (-7,8%) человек», — говорится в ответе Госавтоинспекции.

В ведомстве подчеркивают, что примерно четверть аварий (15,2 тыс.) связана с наездами на пешеходов: количество таких происшествий снизилось на 6,3%.

Наиболее заметный тренд прошедшего полугодия — резкое снижение числа «пьяных» ДТП:

за шесть месяцев на российских дорогах произошло 4,4 тыс. аварий с участием нетрезвых водителей – на 37% меньше, чем годом ранее.

Жертв ДТП, в которых участвовали пьяные автомобилисты, стало меньше сразу на 48%, а раненых — на 35% (чуть более 1 тыс. погибших и около 6 тыс. пострадавших соответственно).

В ГИБДД такую динамику связывают с собственной «системной борьбой с нетрезвыми водителями», ранее говорил глава ведомства . Правозащитники придерживаются иного мнения: столь ощутимое снижение числа «пьяных» ДТП – это проявление отложенного эффекта от введения в 2015 году уголовной ответственности за повторное управление автомобилем в нетрезвом виде, считает координатор сообщества «Синие ведерки» .

Еще несколько лет назад в ГИБДД заявляли, что водители, которые неоднократно садятся за руль подшофе, являются основной «группой риска, и именно они чаще всего становятся участниками «пьяных» аварий, отмечает собеседник издания.

«Появление уголовной ответственности за повторное управление автомобилем в нетрезвом виде позволило убрать с дорог значительную часть водителей из этой группы риска. Как следствие, мы видим снижение числа аварий с участим пьяных. Можно говорить, что Госавтоинспекция, активно лоббировавшая появление в УК РФ отдельной статьи для тех, кто постоянно садится за руль в нетрезвом виде, была права: удалось точечно воздействовать на одну из основных причин «пьяных» ДТП.

Буду только рад, если гаишникам удастся провести такую же работу по другим источникам аварий», — заявил Шкуматов.

Не последнюю роль в уменьшении количества происшествий с участием нетрезвых автомобилистов сыграло постоянное проведение рейдов по пьяным водителям, полагает экс-глава ГИБДД РФ . Причем, подчеркивает он, во многом такие спецоперации носят не столько карательный, сколько профилактический характер, поскольку автоинспекторы заранее предупреждают об их проведении.

«Принципиально важно, что инспекторы ДПС в ходе таких спецопераций не ловят пьяных водителей исподтишка, а открыто заявляют о том, где и когда будут дежурить патрули.

Зная о том, что проводится рейд «Нетрезвый водитель», ни один здравомыслящий человек точно не сядет за руль, «приняв на грудь»: никто не станет рисковать своими правами. А значит, не будет и потенциального «пьяного» ДТП», — рассуждает Федоров.

Экс-глава ГИБДД полагает, что за последние 20-25 лет произошел коренной перелом ситуации с нетрезвыми автомобилистами. По его словам, если в начале 2000-х годов доля аварий с участим таких водителей доходила до четверти от общего числа ДТП, то сейчас их удельный вес среди всех происшествий на дорогах составляет менее десяти процентов.

Тенденция к снижению числа аварий с участием нетрезвых водителей началась несколько лет назад: год от года таких происшествий становится все меньше, соглашается автоэксперт, член общественного совета . Нынешнее резкое уменьшение аварий с пьяными водителями он объясняет воспитательной работой.

«Эффект от роликов социальной рекламы и кампаний, пропагандирующих трезвое вождение, не может быть сиюминутным.

Сейчас мы видим, что меры, которые принимались в прошлые годы и в которые многие не верили, дали свой результат: изменилась позиция общества к пьяным за рулем.

Рискну предположить, что мы становимся свидетелями появления на дорогах нового поколения водителей с принципиально другим отношением к пьянству за рулем», — заключил эксперт.