Моторы значительной части машин в большей степени похожи, и их конструкция не меняется на протяжении десятилетий.
Но в истории автомобилестроения известны примеры необычных, порой даже безумных моторов, использование которых иногда становилось причиной катастрофических последствий.
Mazda RX8 (2002). Роторный двигатель Ванкеля. Инженер из Германии Феликс Ванкель в конце 1950-х годов разработал роторно-поршневой двигатель, отличавшийся компактными размерами и повышенной мощностью. В отличие от четырехтактного двигателя, где коленчатый вал совершает два оборота, роторный совершает три, для того, чтобы завершить термодинамический цикл. Первым автомобилем, который был оборудован таким двигателем, стал в 1958 году спорткар NSU Spider.
Главные недостатки мотора – увеличенное потребление топлива или недолговечность. Одним из последних автомобилей, на котором был установлен такой двигатель, стал спорткар японского производства Mazda RX-8. В его подкапотном пространстве устанавливался мотор с рабочим объемом 1,8 литра, мощностью до 250 л.с.
Panhard 24 (1964). Двухцилиндровый оппозитный двигатель. Под капотом купе французского производства работал оппозитный мотор с воздушным охлаждением, основа конструкции которого была разработана еще в 40-х годах для машин с кузовом из алюминия.
Мотор с объемом 0,85 литра и мощностью не более 50 л.с. при 5 750 об/мин, совершенно не сочетался со спортивным имиджем Panhard 24. Машина не могла разогнаться быстрее 130 км/ч. Низкий уровень продаж вынудил компанию бросить это производство и переключиться на выпуск армейских машин.
Commer Avenger (1954). Трехцилиндровый дизельный двигатель TS3. Автобус британского производства в 1954 году был оборудован двухтактным дизельным мотором, с тремя цилиндрами, рабочий объем которого составлял 3,3 литра, а мощность – 105 л.с. Двигатель устанавливался под полом кабины. Уникальность его состояла в том, что это был мотор с оппозитными поршнями, в котором каждый цилиндр содержал в себе два поршня на разных концах, с движением друг против друга. Еще более необычным было то, что все поршни приводили в движение один коленчатый вал.
Cizeta V16T (1991). Двигатель V16. Суперкар итальянского производства – один из самых необычных в истории. В движение он приводился шестилитровым мотором поперечного расположения, развивавшим мощность 560 л.с. С ним машина могла разгоняться до 328 км/ч, а первую сотню разменивала за 4 секунды.
По факту, мотор представлял собой два двигателя по 8 цилиндров от Lamborghini Urraco.
Cadillac (1981). Двигатель L62 V8-6-4. В 1981 году компания представила новую разработку мотора, сделанную совместно с инженерами Eaton Corporation. Это был первый силовой агрегат, особенностью которого была возможность отключения части цилиндров. На обгоне работали 8 цилиндров, в обычном режиме – шесть, а при движении на крейсерской скорости или в режиме холостого хода – только четыре. Технические характеристики: объем – 6,0 литров, максимальная мощность – 140 л.с., пиковый крутящий момент – 360 Нм.
Oldsmobile Jetfire (1962). Мотор V8 Turbo-Rocket. Первый серийный автомобиль с турбонагнетателем. Проект купе был специально сделан таким образом, чтобы в нем мог поместиться турбированный мотор V8 с алюминиевым корпусом. Он развивал мощность 215 л.с. При установке турбины степень сжатия осталась неизменной, по причине чего увеличился риск детонации. Для того чтобы это предотвратить, пришлось использовать специальную жидкость, представляющую собой смесь дистиллированной воды и метанола. По итогу, конструкция была признана слишком сложной, а мотор снят с производства.
Заключение. Эти автомобили были оборудованы особенными моторами, каждый из которых имел свои конструкционные нюансы, непохожие на остальные двигатели стандартной конструкции.