Трофейные автомобили в СССР: грузовики, легковушки и целый автозавод
После того, как закончилась Великая Отечественная война, в СССР хлынул поток трофейной техники немецкого производства, а Opel Kadett К38 вообще сумел получить прописку на заводе МЗМА под названием «Москвич-400».
Нередко доводилось слышать мнение, что Советский Союз обошелся с Германией слишком уж сурово. За исключением, того, что из Германии в СССР было вывезено огромное количество техники и оборудования, на страну работали конструкторские бюро, состав сотрудников которых полностью состоял из немцев. К примеру, постановка на конвейер автомобиля «Москвич-400» была бы невозможной в настолько короткие сроки, если бы к таким работам не были привлечены немецкие инженеры, работавшие на заводе Opel. Именно благодаря им работы были завершены, так как полученные на заводе в Рюссельхайме чертежи и оснастка не позволяли осуществить полноценный запуск завода.
Но после того, что было устроено немцами на оккупированных территориях, СССР имел полноценное право на получение компенсации. В боях с армией вермахта было утрачено огромное количество автомобилей, которых так не хватало в послевоенное время для использования в народном хозяйстве. В разбитых городах Советского Союза испытывался серьезный дефицит пассажирского транспорта, так как все заводы были переведены на производство вооружения. Выпуск же автобусов и троллейбусов был попросту свернут. Надеяться на помощь американских союзников не стоило, так как уже 21 августа 1945 года программа ленд-лиза была официально закрыта.
Первые трофеи. Первые немецкие автомобили были захвачены Красной Армией еще в самом начале войны в непростых боях, но это были единичные случаи. Действительно же большое количество трофеев было взято частями Красной армии во время проведения на контрнаступления в Подмосковье и самой столице. Всего было взято порядка полутора тысяч автомобилей и другой техники. Большая часть из них снова отправлена на фронт, но уже после переборки и нанесения опознавательных знаков машин Советского Союза.
Знай свое место. В июне 1945 года было выпущено отдельное постановление о том, что трофейные автомобили будут вручаться офицерскому составу. Наиболее престижные машины могли получить исключительно генералы и обладатели звания Героя СССР, а полковникам, подполковникам и майорам полагались иномарки попроще. Но в 1945 году автомобилей без хозяина в Германии было много, поэтому нередко случались ситуации, что когда какой-нибудь майор ездил на роскошном Horch, а его прямой начальник колесил на более скромном Opel Kapitan. Впоследствии такая машина у майора изымалась в пользу начальства, а ему самому поступало предложение найти себе автомобиль попроще.
К 1946 году практически все трофейные автомобили из Германии нашли своего хозяина, а более простые направлены на территорию СССР для работы в качестве машин такси или служебных авто. Наибольшую популярность получил Opel Blitz, если говорить о грузовых автомобилях.
Заключение. Свою главную задачу эта техника выполнить сумела – начатая еще в 30-е годы автомобилизация машин продолжалась без перерыва, несмотря на ход Великой Отечественной Войны. Ни один автомобиль, за исключением 400 «Москвича», не был в полной мере скопирован с оригинала.