Войти в почту

Двадцать лет спустя: как изменился российский автопром с 2000 года

Еще 20 лет назад российские автомобилисты понятия не имели, что представляют собой иномарки отечественной сборки.

Двадцать лет спустя: как изменился российский автопром с 2000 года
© Car.ru

АвтоВАЗ выпускал столько автомобилей в год, как не выпускает сейчас и на протяжении двух.

В начале нулевых сложилось мнение, что российской автомобильной промышленности ничего не угрожает. Несмотря на то, что автомобильные предприятия еще не смогли оправиться от дефолта 1998 года, в 2000 году было выпущено порядка 969 000 машин.

Один только АвтоВАЗ в одиночку сумел произвести порядка 705 тысяч авто. Для сравнения, в 2020 году Тольяттинский автогигант, плюс Ижевский автозавод, произвели всего 302 тысячи транспортных средств. Если Ульяновский автомобильный завод в 2000 году производил 39 930 внедорожников и 45 тысяч единиц коммерческого транспорта, то в 2020 году выпуск машин стал в разы ниже. В количестве проданных автомобилей также мало радостного - в 2000 году дилеры УАЗа реализовали около 20 тысяч машин, о чем 20 лет назад даже никто и подумать не мог.

Завод ГАЗ. Здесь сложилась еще более печальная ситуация. В 2000 году нижегородцы собрали 116 319 легковых автомобилей, включая 53 штуки ГАЗ-3111 «Волга». По ожиданиям, этот седан должен быть вытеснить с конвейера своего предшественника, но прожить «Волге» четвертого поколения оставалось только два года. После чего ГАЗ-3111 досрочно отправили на пенсию, а тираж машины составил смехотворные 424 экземпляра. Те средства, которые были использованы на разработку и производство машины, попросту выбросили на ветер.

Не смог принести денежной прибыли заводу и неоднозначный пикап ГАЗ-2308 «Атаман», который был снят с производства в 2001 году и оставил двоякие ощущения: несмотря на то, что он отлично подходил для передвижения по нашим дорогам, был достаточно противоречивым и легким.

Сейчас ГАЗ принял решение полностью отказаться от выпуска легковых автомобилей собственного производства, и не сообщает, планирует ли он вообще возвращаться к этой теме. Но еще 20 лет назад поверить в такой расклад было вообще невозможно.

Заводы столицы. Столичные предприятия АЗЛК и ЗИЛ уже на тот момент находились в статусе агонии. На АЗЛК было выпущено всего 6 488 автомобилей, а на ЗиЛе собрали 8 седанов высшего класса ЗиЛ-41041. Спустя всего год, производство «Москвичей» было окончательное прекращено, а в 2003 году завод объявлен банкротом. ЗИЛ продержался несколько дольше, пытаясь выжить за счет выпуска грузовых машин, но и он вскоре составил компанию «Москвичу».

В 2000 году с конвейера сошли 48 тысяч микролитражек "Ока". В 2020 году немногие помнят этот автомобиль, хотя в свое время он пользовался высокой популярностью. Как это не раз случалось в истории отечественных автомобилей, руководством предприятия была предпринята попытка запустить второе поколение модели, но дальше концепт-кара дело не пошло. Именно этот момент и стал окончанием истории "Оки". Одновременно с этим прекратил свое существование и Серпуховский завод, закрывшийся в 2013 году.

С 2000 по 2020 годы, исконно русский автопром практически вымер, а большую часть автомобилей составляли иномарки российской сборки. Навсегда закрылись заводы АЗЛК, СеАЗ и ЗиЛ. АвтоВАЗ и ИжАвто стали сборочными площадками концерна Renault, а ГАЗ прекратил выпуск легковых машин собственной разработки.Единственной работающей компанией остался УАЗ, но с довольно туманными перспективами.

Заключение. Главным минусом того момента автомобилизации становится неотвратимое угасание мысли своевременных конструкций. Машины, недавно пользующиеся популярностью, теперь утратили ее уровень.