Войти в почту

Как не купить машину с «темным прошлым»: «Подделывают все – от «Лексусов» до «корейцев»

Красивый и…. бесполезный Иркутянин Вячеслав приобрел внедорожник три месяца назад. 10-летняя «Тойота-Ленд Круизер» по замыслу должна была обеспечить комфортное передвижение по городу, уверенное покорение бездорожья и, конечно же, подчеркнуть статус владельца. В реальности оказалось все не так. Прокатился новый хозяин на ней несколько километров: от места покупки до дома, а из дома до ГИБДД, где хотел поставить машину на учет. Здесь Вячеслав узнал, что почти миллион рублей он отдал за машину «с темным прошлым». «На сверке мне сказали, что у «Круизера» есть следы подделки идентификационного номера. Кроме того, на стойках – следы сварки. То ли машина переворачивалась и меняли крышу, то-ли это вообще «распил». В общем, сейчас эксперты будут решать - в чем проблема», - делится иркутянин. Проблем может появиться несколько. Возможно, это угнанная машина, и номера на ней «перебиты». Не исключено, что она ввезена в Россию была как «распил», то есть в виде запчастей. В первом случае Вячеслав лишится авто, его вернут прежнему хозяину. Во втором внедорожник может оставаться у него в гараже, но только в качестве экспоната или набора запчастей. Закон не рассматривает «распил» как транспортное средство, соответственно, поставить его на учет нельзя. Только с начала года, в Иркутске полицейские выявили 123 автомобиля с признаками подделки идентификационных номеров. Есть среди них чисто криминальные случаи угона. Но немало и «распилов» – они привлекают потенциальных владельцев своей дешевизной. Такие машины в цене составляют от 30 до 50 процентов от рыночной стоимости. «Распилы» и «двойники» Модели машин в руках заместителя начальника отдела автотехнических экспертиз ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области Виктора Лоншакова – это не детская забава и даже не хобби, а своего рода рабочее пособие. На их примере он рассказывает, что такое «распил» и чем это грозит. По словам эксперта, еще несколько лет назад это было настоящим бедствием. Чтобы сэкономить на ввозных пошлинах , иномарки разрезались на несколько частей перед пересечением границы, провозились через таможню как запчасти, и уже в России сваривались вновь. Зачастую монтаж проводился в кустарных условиях. Соответственно, о безопасности таких машин, по словам эксперта, не могло быть и речи. «Пил делается от левого порога к правому по низу, и два реза в районе стоек. Таким образом нос отделяется, а при пересечении границы приваривается назад. В кустарных условиях качество сварки всегда ниже заводского, и были случаи у нас в Иркутске когда такие машины на ходу разбирались. Перед ехал в одну сторону, а задняя часть в другую», - рассказывает Виктор Лоншаков. Сейчас закон стал строже, и собранную из двух-трех частей иномарку уже нельзя официально поставить на учет. А спрос остался. Поэтому подпольные «кулибины» осваивают другие, еще более криминальные схемы. Теперь, по словам Виктора Лоншакова, вместо сборки машин продавцы таких иномарок подделывают документы или вин-коды автомобиля. «Это раньше «распилы» были. Сейчас их года 1,5 как не пилят. Сейчас целиком завозят, кузов отдельно, двигатель отдельно – как запчасти. А чтобы легализовать ее, у нас тут два варианта: либо будут документы поддельные, либо машину «перебивать» надо. Тут опять два варианта: либо по какую-то существующую машину документы делаются, это «двойник» получается. Либо покупаем разбитую машину с документами и «ввариваем» идентификационные номера. У нас, конечно, в основном машины японского производства преобладают, меньше европейского. А из московского региона сейчас очень много «корейцев» таких пошло», - рассказывает эксперт. Валовый поток «перебитых» корейских машин объясняется тем, что это наиболее распространенные автомобили в европейской части страны, соответственно их больше попадает в ДТП. А даже вдребезги разбитая машина имеет определенную ценность – как источник «чистых» документов и «вин-номеров». Двойная жизнь машин В гараже отдела автотехнических экспертиз ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области можно увидеть и старенькую «Тойоту» начала 2000-х, и премиальное европейское авто люкс-класса. Объединяет эти машины одно – они не те за кого себя выдают. У всех есть признаки подделки, их и обязаны выявить эксперты. Самый примитивный случай – замена идентификационного номера под капотом машины. «Родной» вырезается, вваривается другой, следы зашлифовываются и закрашиваются. Неискушенный взгляд подмены не заметит, но для эксперта она очевидна. С новыми авто все сложнее. У современных авто на разных узлах и агрегатах есть VIN-номера. Зачастую те, кто перебивает их, не знают, где они скрыты, поэтому что-то могут и пропустить. Тем более в процессоре современной машины хранится оригинальный номер, который подделать невозможно. «Даже если все VIN-коды перебиты, мы с помощью сканера извлечем из процессора оригинальный номер. По нему через Интерпол на заводе изготовителе узнаем когда, кому и через какой дилерский центр продана была машина», - говорят эксперты. Впрочем следы подделки могут увидеть только специалисты, поэтому при покупке подержанного авто лучше всего придерживаться нескольких правил: Обратите внимание на покраску и следы сварки. Если в районе порогов или стоек машины есть следы сварки, неровная или шелушащаяся краска, скорее всего перед вами «распил». На учет такую машину вы не поставите. Если вообще она доедет до ГАИ и не развалится. Оформляйте сделку только через ГИБДД. Официальный сайт гибдд.рф. Здесь бесплатно можно узнать общую информацию об автомобиле (марка, цвет, год выпуска), периоды владения автомобилем, участие в ДТП, нахождение в розыске и так далее. Для проверки требуется VIN-номер или номер кузова. Проверьте на наличие залога и обременений. Ресурс, на котором можно проверить автомобиль по VIN-коду —reestr-zalogov.ru. Правда, это можно сделать не всегда: на сайте есть данные об автомобилях, «моложе» 2014 года. Фото: ФедералПресс / Давид Азизов, ГУ МВД РФ по Иркутской области

Как не купить машину с «темным прошлым»: «Подделывают все – от «Лексусов» до «корейцев»
© РИА "ФедералПресс"