Войти в почту

Знаменитый ГАЗовский V8 — до сих пор выпускается

Во второй половине 1950 годов Советский Союз начал переживать духовный и экономический рост. В тот период отмечалось массовое жилищное строительство и возведение грандиозных инфраструктурных объектов. На фоне масштабного восстановления, рывок совершила и автомобильная промышленность. Все это происходило под лозунгом Никиты Хрущева - «Догнать и перегнать Америку». Отставание от главного соперника немного сократили. Удалось это при помощи запуска двух совершенно новых бензиновых двигателей V8 под марками ЗиЛ и ГАЗ.

Знаменитый ГАЗовский V8 — до сих пор выпускается
© Car.ru

Мотор ГАЗ-13 был представлен в первый год Семилетки, которая была объявлена Хрущевым. По тем временам это была передовая разработка, которая ничем не уступала зарубежным аналогам. Работу над агрегатом начали проводить ещё в 1956 году. Интересно, что этап развития проходил с оглядкой на двигатели компании Chrysler. Аналогичным образом поступали и конструкторы ЗиЛ.

Самый первый вариант горьковского двигателя, который называли Big Block, имел объем 4,8 литра. Поршни были унифицированы с теми, которые устанавливались на четырёхцилиндровом моторе ГАЗ-21. Что касается параметров и компоновки, горьковская разработка была максимально приближена к моторам Chrysler. Однако у неё было одно принципиальное отличие от американского аналога – блок цилиндров здесь изготавливался из алюминия.

Серийный двигатель ГАЗ-13 оказался более масштабным и продвинутым. Рабочий объем удалось увеличить до 5.53 литра. Так как в конструкции использовался алюминий, масса составляла чуть более 200 кг. В это же время двигатель ЗиЛ-130, объем которого находился на уровне 6 л, весил целых 440 кг. Получается, что литровая масса у газовской разработки составляла 50,5 кг на 1 л. У мотора ЗиЛ аналогичный показатель достигал 75,5 кг.

Самая первая версия двигателя горьковского автозавода была установлена на представительский седан ГАЗ-13 Чайка. Этот автомобиль стал гордостью отечественного автопрома времён Оттепели. Впервые разработку продемонстрировали в 1958 году на выставке в Брюсселе. Степень сжатия у двигателя составляла 8,5. Агрегат работал на высокооктановом топливе, которое в то время являлось дефицитным. В конструкции применялся четырёхкамерный карбюратор К-114. Максимальная мощность составляла 195 лошадиных сил.

Американские двигатели аналогичного объема показывали примерно такую же отдачу. К примеру, мотор V8, компании Ford, имел мощность 223 лошадиные силы по американским стандартам SAE. В учёт не брали навесное оборудование. Что касается европейского рынка, здесь практически не было аналогов данным силовым агрегатам. На роскошные автомобили из Франции чаще всего устанавливались импортные моторы компании Chrysler. Разработка Горьковского автомобильного завода оказалась настолько удачной, что её использовали во многих автомобилях производителя. С момента выпуска двигателя прошло уже более 60 лет, но его все ещё производят серийно.

Итог. Горьковский автомобильный завод славится многими проектами, в том числе разработками силовых агрегатов. В 1956 году производитель начал работать над новым мотором V8, который должен был стать прямым аналогом двигателя Chrysler.