Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Бортжурнал
ПДД
Экзамен

«АвтоВАЗ» добрался до Средней Азии

В Узбекистане начался выпуск автомобилей

«АвтоВАЗ» добрался до Средней Азии
Фото: Пресс-служба LadaПресс-служба Lada

Российский автогигант пришел в качестве производителя в Узбекистан, там началась отверточная сборка Lada. Это один из наиболее желанных для «АвтоВАЗа» рынков на постсоветском пространстве. Взамен местные автопроизводители могут потребовать для себя льготных условий в России, считают эксперты.

Видео дня

Сборка автомобилей Lada организована на заводе ADM Jizzak – он построен в свободной экономической зоне в городе Джизаке на востоке страны.

«Производство налажено с учетом всех требований «АвтоВАЗа» к оборудованию, технологическим процессам и контролю качества, чтобы обеспечить самое высокое качество и надежность выпускаемых автомобилей, — говорится в заявлении дистрибьютора Lada в Узбекистане, компании Roodell. — Для проекта были созданы более 200 новых рабочих мест».

Первые собранные универсалы Lada Vesta и кроссоверы XRay уже готовы к отправке в дилерскую сеть.

Местная сборка позволит автомобилям российской марки принимать участие в тендерах на поставку машин госструктурам Узбекистана, надеются в компании.

Информацию об объеме инвестиций и планах по производству в Rodell не раскрыли, отметив лишь, что через 18 дилеров в Узбекистане по итогам 2020 года было продано около 5 тыс. автомобилей российской автокомпании.

«Газета.Ru» обратилась в «АвтоВАЗ» с вопросами относительно перспектив расширения производства автомобилей за рубежом и производственных планах в Узбекистане, однако компания отказалась раскрывать такую информацию.

«По планам мы никогда не даем прогнозов. Только отчитываемся по результатам», — объяснил пиар-директор «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский.

Указанная цифра в 5 тыс. проданных машин составляет менее 3% от прошлогоднего объема автомобильного рынка Узбекистана — по данным аналитического агентства «Автостат», за год в стране было реализовано около 174 тыс. машин.

В этом году рынок Узбекистана показал взрывной рост — по итогам первого полугодия продажи составили 101,5 тыс. машин, почти на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На автомобильном рынке Узбекистана доминирующее положение занимает продукция заводов местного предприятия UzAuto, выпускающего автомобили по лицензии . До 2017 года относительно автомобилей из других стран действовали заградительные пошлины, однако за последующие три года акцизы были снижены на 26%. Контроль над предприятиями местного автопрома сосредоточен в руках государства.

Продукция UzAuto активно продвигается и на российском рынке — с конца 2020 года доступные узбекские Chevrolet вновь вернулись в страну под историческим американским брендом через отдельного дистрибьютора «Келес Рус». За год этот импортер нарастил число дилерских центров с двух до 45 в 37 крупнейших городах и реализовал в России 2840 машин, 1877 из которых — седаны .

Взамен на наращивание присутствия Lada в Узбекистане местные автопроизводители наверняка хотели бы получить для себя преференции на российском рынке, однако решение об этом может быть принято только на государственном уровне, полагают эксперты.

«Узбекские автопроизводители заинтересованы в российском рынке и в отмене для них уплаты утилизационного сбора. Естественно, какой-то размен возможен, — говорит «Газете.Ru» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. — Например, они могут, как в истории с Белоруссией, компенсировать утилизационный сбор через местный , получая взамен какое-то возмещение от нашего правительства».

Подобная схема действует в отношении производства в Белоруссии, приводит пример эксперт, и налаживание сотрудничества с Узбекистаном по подобной схеме – вопрос переговоров. Однако также возникает вопрос рентабельности сборки машин Lada в Узбекистане, даже отверточной, учитывая небольшие объемы продаж, добавляет он. Объемы инвестиций в создание завода с крупноузловой сборкой и 200 сотрудниками он оценивает в пределах $20 млн.

Потенциал российского рынка так или иначе ограничен – те мощности, которые есть в российском автопроме, хронически недозагружены, и поиск внешних рынков актуален практически для всех производителей, указывает аналитик «ВТБ Капитала» по автопрому .

«Страны СНГ являются достаточно логичной целью для расширения присутствия «АвтоВАЗа», тем более, что Узбекистан среди всех постсоветских стран потенциально один из крупнейших рынков, — говорит Беспалов «Газете.Ru».

— И для узбекского автопрома важно расширять свое присутствие в России, но автопроизводители из этой страны будут вынуждены действовать в рамках нынешнего законодательства, если не произойдет каких-то глобальных подвижек относительно интеграции».

«Газета.Ru» обратилась в пресс-службы правительства и Минпромторга с вопросами относительно перспектив сотрудничества с Узбекистаном по автомобильному направлению и возможных льготах и преференциях, на момент публикации материала ответ в редакцию не поступил.