Войти в почту

На зарядку становись

День нулевой эмиссии (Zero Emissions Day или ZeDay) – экологическая дата, отмечаемая во многих странах мира ежегодно 21 сентября. Организаторы предлагают жителям Земли воздержаться от использования электроэнергии, и, особенно, бензиновых и дизельных автомобилей. Как известно, именно традиционный транспорт считается одним из основных загрязнителей воздуха в больших городах. Конечно, жителю мегаполиса порой невозможно отказаться от машины и добраться до работы в другом конце города на велосипеде. Выход – пересесть на более экологичный электромобиль.

Ростех следует мировому тренду на развитие «зеленого» автотранспорта. КАМАЗ недавно представил водоробус, на московских маршрутах уже не первый год курсируют электробусы производства компании. Реализация по всей России проекта создания электрозарядной инфраструктуры – логичное продолжение этой политики. На сегодняшний день установлены уже 160 «электрозаправок» Ростеха в 30 регионах России. Ожидается, что концу года их количество достигнет 200.

Электромобилизация в действии

Бум электрокаров набирает обороты во всем мире. В России, богатой природными углеводородами, процесс перехода на экологичный транспорт идет медленнее, чем в других странах, и со своими особенностями, но тренд становится все более заметным. По подсчетам аналитического агентства «Автостат», спрос на электромобили в России в первой половине 2021 года вырос примерно в 17 раз по сравнению с прошлым годом: было продано 554 новых электрокара против 33 машин за тот же период 2020 года. Всего же в стране зарегистрировано около 11 тыс. электромобилей.

Ростех оборудует федеральные трассы «Дон» и «Кавказ» зарядками для электромобилей

Благодаря увеличению производства электрокары становятся все доступнее, и по некоторым характеристикам они уже обгоняют бензиновых собратьев. Растет и выбор вариантов: сегодня у российских автодилеров представлено около 15 моделей электрокаров, и с каждым годом список расширяется. При сравнительно высоких ценах абсолютным преимуществом таких автомобилей является экономия расходов на топливо и техобслуживание. Выгода для сознательных граждан – забота об экологии благодаря снижению вредных выбросов.

Но все же российские автовладельцы не спешат массово переходить на электричество. Одним из сдерживающих факторов для принятия решения о покупке является отсутствие необходимой инфраструктуры, в частности, широкой сети зарядных станций. На начало 2021 года в общественном доступе на всю страну по разным подсчетам приходилось от 300 до 400 зарядных станций. Для сравнения, в США эта цифра составляет более 40,5 тыс.

Зеленый свет для экотранспорта

Опыт других стран показывает, что для развития электротранспорта необходима государственная поддержка. И в этом направлении в текущем году произошли важные перемены. В августе правительство утвердило концепцию развития производства электротранспорта и инфраструктуры для его использования до 2030 года, а также целевые показатели и план развития по этим направлениям. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, эти меры позволят сформировать новую индустрию и создать около 40 тыс. рабочих мест.

В ближайшие девять лет Минэкономразвития планирует потратить на развитие транспорта на электрической тяге около 420 млрд рублей. Большая часть этих средств – частные вложения. Основным показателями новой концепции стали запуск собственного производства ячеек аккумуляторов, катодных и анодных материалов, запуск производства электромобилей и расширение сети электрозарядных станций.

Согласно документу, к 2030 году каждый десятый автомобиль, выпускаемый в стране, должен быть электрическим, а число электрозаправок вырастет до 72 тыс., причем 28 тыс. из них – так называемые быстрые заправки, заряжающие аккумулятор за 20-30 мин. Сначала зарядными станциями покроют крупные города и федеральные трассы, затем – остальные населенные пункты и местные дороги. Задача – достичь соотношений одна заправка на каждые десять электромашин и одна заправка на каждые 100 км трассы.

f24151966bc76c62966e24382eaf4534.jpg

Но не только расширением инфраструктуры государство будет мотивировать производителей и покупателей электрических авто. В ближайшие годы планируется субсидировать продажи электрокаров через льготные автокредиты и лизинг, внедрять комплексные городские программы по электротранспорту, регулировать законодательство. В качестве одной из мер рассматривается бесплатный проезд по платным федеральным трассам.

Дальше всех в развитии экологичного транспорта продвинулась Москва. Город массово меняет дизельные автобусы на электробусы, коммунальная техника также обновляется на электрическую. Для электромобилей действует бесплатная парковка, владельцы электрокаров освобождены от уплаты транспортного налога, работает электрокаршеринг. Вся эта техника, конечно, требует заправки электричеством. Для этого город уже установил 268 зарядных станций и планирует к 2023 году увеличить их количество до 600. Кстати, и заправка для московских электрокаров на городских ЭЗС тоже бесплатна.

Ростех заряжает

Пионером в разработке и производстве электрозарядных станций в России является Государственный Рязанский приборный завод, входящий в Концерн Радиоэлектронные технологии Госкорпорации Ростех. Первые образцы станций под маркой «Фора» были созданы на ГРПЗ еще в 2013 году. Уже через год рязанские электрозарядки «подпитывали» участников электроавтопробега в Сочи, а сегодня по стране работает более сотни электрозарядных станций «Фора».

КРЭТ и Федеральный испытательный центр займутся продвижением зарядных станций для электробусов

Рязанское предприятие производит зарядные станции двух типов: быстрые и медленные. Быстрая зарядная станция ФОРА ЭЗС-DC обеспечивает зарядку электромобиля до 80% за 30-60 минут. Такие зарядки практично использовать в дополнение к привычным заправочным станциям, устанавливать рядом с кафе и торговыми центрами. По сути, зарядить машину на «полбака» можно, пока хозяин пьет кофе в кофейне или проводит деловую встречу. Станция медленной зарядки ФОРА ЭЗС-AC заполняет аккумулятор полностью за 4-5 часов. Такие зарядки логично устанавливать в спальных районах, на паркингах.

Кроме того, что станции подзарядки снабжены цифровыми информационными дисплеями, управлять процессом можно и с помощью мобильного приложения. Там же можно заранее забронировать нужную станцию на определенное время, выбрав ее на карте – пока ЭЗС не много, всегда есть шанс оказаться в очереди из желающих заправиться.

Электрозарядные станции Ростеха адаптированы к российским реалиям. Они не только могут работать при разбросе температур от -30°С до +40°С, но и защищены от вандалов по самому высокому уровню IK10. Это значит, что станция может выдержать удар, от которого раскалываются бетонные и кирпичные конструкции.

baa4bc671b9b3fe9e71b769798d4f058.jpg

Кроме ЭЗС для электромобилей разработана ультрабыстрая зарядная станция для электробусов и встраиваемая зарядная станция, которую можно использовать в парковых зонах для зарядки микроэлектротранспорта. Для отслеживания работы станций используется Система мониторинга и управления сетью ЭЗС, которая позволяет контролировать устройства в режиме online, собирать и анализировать статистику работы станций, формировать отчетность в разных разрезах.

Электрозарядные станции Ростеха сегодня установлены более чем в 30 регионах России. В общей сложности это свыше 160 станций постоянного и переменного тока. Планируется, что концу 2021 года их будет уже около 200.