Электрическое первенство в машиностроении. Чем Россия сможет порадовать экологию к 2030

Россия продолжит выполнять свои обязательства по экологической повестке. К таким выводам можно прийти, исходя из результатов форума «Российская энергетическая неделя», завершившегося 15 октября. Новый подход к развитию зелёной экономики коснётся выбросов углекислого газа. Речь идет о радикальных изменениях в секторе транспорта – сокращении количества автомобилей ДВС. Летучие газообразные химические вещества, выделяемые машинами такого типа, составляют половину от общего числа вредных веществ, загрязняющих атмосферу. Приемлемую альтернативу двигателям внутреннего сгорания Правительство РФ видит в переходе к транспорту на электрическом топливе. Электромобили не выделяют CO2, а в производстве машин не используются нефтепродукты и ядовитые химические вещества, например, антифриз. Российский рынок автомобилей на электротяге стабильно расширяется. По данным «Автостата», в 2020 году россияне купили 687 новых электромобиля, что на 95% больше, чем в 2019 году. Согласно прогнозам экспертов, ежегодный рост до 2025 года будет составлять 30%. Это объясняется не только экологическими, но и экономическими мотивами бизнеса и физических лиц. Расходы на обслуживание транспортного средства сравнительно ниже. Например, в машине на электрическом топливе меньше деталей и расходных материалов, которые нуждаются в замене. В нашей стране история изготовления современных электробусов началась с модели НефАЗ-52992, представленной в 2012 году. С 2018 модель такого типа транспорта начала использоваться в качестве общественного транспорта по московским маршрутам. К 2021 году в России насчитывается 3600 электромобилей против 43,5 млн единиц легковых авто на бензиновом и дизельном топливе. Главный эксперт по природоохранным технологиям ГПБУ «Мосэкомониторинг» Ольга Костенкова, считает, что положительное влияние на экологию сейчас связано именно с общественным транспортом – распространение личных электромобилей только набирает ход. «Как правило, люди не задумываются о том, что в Москве уже давно доля перевозок электрическим транспортом (по числу пассажиров) сопоставима с перевозками транспортом на моторном топливе. Учитывая, что 70% перевозок осуществляется общественным транспортом, а в них доля метро, трамвая, троллейбуса и электробуса — 66%, можно с уверенностью говорить, что 46% перевозок в городе в целом уже осуществляется электрическим транспортом без учета электромобилей», отметила она. Заинтересованность бизнес-сообщества в развитии кластера электрического автомобилестроения играет существенную роль и пропорционально участию государства в стимулировании этого процесса. Руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии», Евгений Уткин, рассказал о мерах, которые помогли бы развитию автомобильного электротранспорта в России: «Во-первых, это программы поддержки со стороны государства. Например, нулевой транспортный налог, выгодные программы кредитования и лизинга, отмена налога с продаж, бесплатное использование платных магистралей и зон парковки. Кроме того, необходимо активное строительство зарядной инфраструктуры как в городах, так и вдоль основных трасс, а также развитие более совершенных технологий – увеличение емкости аккумуляторов для большего запаса хода и беспроблемного использования при низких температурах и оптимизации скорости зарядки». Многие государства осознают прямую зависимость между заинтересованностью покупателей и развитием бизнеса, что в свою очередь отражается на инфраструктуре. Россия не исключение. Сохранение окружающего мира и природы для страны стоит на первом месте в виду территориальных особенностей. «В том, что касается необходимых научных компетенций, то они уже накоплены в ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» и готовы для практического применения в работе над концепцией развития электротранспорта в России», — отмечает замглавы Минпромторга Александр Морозов. Правительство Российской Федерации разработало концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта. К 2030 году не менее 10% всех выпускаемых автомобилей в стране должны быть электрическими. На разработку проектов инфраструктуры, развитие производственной базы и разрушение существующих регуляторных барьеров для использования электрокаров предусмотрено выделить более 500 млрд. руб., из которых 499 млрд составят внебюджетные средства. К 2024 г. в стране планируется произвести не менее 25 тыс. электромобилей и почти 10 тыс. зарядных станций для них. При самом позитивном сценарии к 2030 г. в России общий парк электрокаров составит 3,23 млн.