Войти в почту

Ленинград-1 — советский экспериментальный легковой автомобиль

Отечественный автопром оказался настолько разнообразным, что сегодня некоторые его вехи позабыты основательно. К примеру, многие ли знают, как советские конструкторы пытались создать отечественный Бьюик? А это был довольно интересный проект - очень громкий по тем временам. Уже сейчас можно сказать, что он являлся первым легковым в среде транспорта представительского класса. Кроме того, по уровню технической оснастки точно обошел свое время на 15 лет.

Ленинград-1 — советский экспериментальный легковой автомобиль
© Car.ru

Начало создания проекта можно отнести к 1932 году. Тогда правительство определило необходимость разработки представительского автомобиля, который мог эксплуатироваться в кругу правящей элиты. И такое задание поручили Путиловскому заводу, расположенному в Ленинграде. К тому времени предприятие уже не выпускало трактор устаревшего типа “Фордзон”. Поэтому правительственная задача оказалась полезной для развития.

В качестве образца для создания решили взять модель Buick 32-90. Эта техника имела много смелых решений с технической точки зрения. Кроме того, у нее было неоспоримое преимущество - кузов с угловатой формой, который оставался актуальным в начале 1930 годов. Единственный недостаток - этот автомобиль считался самым сложным по конструкции во всем мире. Сотрудники предприятия, которые еще несколько недель назад выпускали примитивные по оснастке тракторы, должны были в максимально сжатые сроки выпустить элитный транспорт. И по уровню оснащения новинка не должна была оказаться хуже той, которую создали американцы.

Выбор пал именно на Buick не просто так. Хорошее техническое оснащение было лишь одной из причин. Главная же заключалась в том, что американский транспорт был хорошо воспринят в советской партэлите. Руководство предприятия знало, какой автомобиль нужно получить по итогу, но на заводе разработка давалась с большим трудом. Под капотом американской техники стоял сложный 8-цилиндровый мотор с верхним расположением клапанов. Коленчатый вал дополнялся гасителем колебаний. Еще одна особенность - автоматическая регулировка дроссельной заслонки, а речь идет о 1930 годах.

Карбюраторы имели подогрев от системы охлаждения мотора. Последняя даже оснащалась термостатом. Систему смазки американцы оснастили масляным фильтром и радиатором, а систему питания - бензонасосом. У большинства транспортных средств того времени топливо шло к карбюратору по трубкам самотеком. В паре с мотором работала 3-ступенчатая МКПП. Интересным и одновременно сложным для советских конструкторов стал сервопривод сцепления, который активировался с кнопки, находившейся рядом с педалью. Когда водитель нажимал на нее, газ можно было отпускать.

Несмотря на сложность проекта, конструкторы в СССР сумели воплотить его в реальность. Работу над документацией запустили в 1932 году, а через год запустили сборку первой партии. Модель получила условное обозначение “Л-1”. Планировалось собрать 10 экземпляров к 1 мая, но к намеченной дате были готовы только 6. Почти все детали в конструкции были изготовлены в СССР, только приборы и электрооборудование приобрели в США. По отделке салона новый транспорт не уступал американскому прототипу. Нет точных данных о происхождении материалов, которые использовались здесь.

Уже в 1933 году собранные образцы направили в Москву. Это был и испытательный пробег, и демонстрация транспорта заказчику. Вся техника успешно добралась до столицы и была высоко оценена партийными лидерами. После этого проект одобрили и поручили подготовить серийный выпуск. Уже в 1934 году нужно было собрать не менее 2000 экземпляров. Такой объем был невыполнимым даже в теории, а для массового выпуска требовалась серьезная реконструкция предприятия. Кроме того, на обратном пути из столицы часть авто подверглась серьезным поломкам.

Сломанная техника прошла ремонт, а специалисты собрали оставшиеся 4 экземпляра. Транспорт нужно было подготовить к длительному пробегу для испытания на прочность - из Ленинграда в Тифлис. Несмотря на все усилия сотрудников завода, техника сыпалась и давала понять, что организовать массовое производство невозможно. Вскоре предприятие было переименовано в Завод имени Кирова и его вернули в привычную среду - сборку тракторов “Универсал”. Вся проектная документация по проекту “Л-1” была направлена на ЗИС. В изначальном виде транспорт больше не развивали, но от него взяли ряд технических решений.

Итог. “Л-1” - проект по созданию представительского автомобиля в СССР. В качестве основы на заводе в Ленинграде взяли американский Buick, который отличался сложной конструкцией и новыми техническими решениями.