Войти в почту

Роспотребнадзор рассказал, как избежать обмана в автосалонах

Перед покупкой автомобиля необходимо изучить отзывы об автосалонах, быть осторожными, рассматривая предложения со слишком низкой ценой и внимательно изучать договор купли-продажи перед подписанием. Об этом сообщила пресс-служба Роспотребнадзора.

«В связи с ростом количества обращений граждан, столкнувшихся с обманом и навязыванием дополнительных товаров и услуг при покупке новых и подержанных автомобилей в автосалонах, Роспотребнадзор обращает внимание на типичные нарушения прав потребителей в указанной сфере», - говорится в сообщении.

Как пояснили в ведомстве, например, в рекламе и при обращении по телефонам недобросовестные продавцы указывают заниженную стоимость автомобиля для привлечения клиентов в автосалон. До показа автомобиля или заключения договор купли-продажи продавец настаивает на подписании предварительного договора с передачей первоначального взноса, при этом в договоре содержатся условия об удержании всей суммы указанного взноса или его части. Кроме того, при заключении договора купли-продажи автомобиля за счет кредитных средств потребителям предоставляется недостоверная информация о размере процентной ставки (в рекламе в интернете, на сайте или в рекламных буклетах указывается процентная ставка существенно ниже той, которая указывается в договоре). Также навязываются различные товары, работы, услуги при покупке автомобиля (предлагается более дорогая комплектация автомобиля, установка дополнительного оборудования, страхование, сервисные работы и другое)

Чтобы избежать обмана и навязывания в пресс-службе рекомендовали внимательно исследовать отзывы о компаниях-продавцах автомобилей, при выборе учитывать уполномочен ли автосалон официальным дилером на продажу автомобилей той или иной марки (эта информация есть на сайтах официальных дилеров). Также выбрав автосалон с хорошей репутацией, нужно проверить, какая информация указана на его сайте. При этом следует учитывать, что обязательной к размещению на интернет-сайте продавца является информация о наименовании продавца, месте его нахождения (адресе), режиме работы. Также следует изучить объем дополнительной информации, которая для удобства покупателя должна включать в себя контактные телефоны продавца и адрес его электронной почты, образцы типовых договоров, информацию о гарантийных обязательствах, стоимости автомобилей, наличии в продаже конкретных транспортных средств с определенной комплектацией.

Кроме того, в Роспотребнадзоре считают, что нужно с осторожностью относиться к предложениям продажи автомобилей по цене ниже рыночной. В этом случае необходимо попросить продавца направить на электронную почту проект договора купли-продажи, а также информацию о цене и характеристиках интересующей марки автомобиля для предварительного ознакомления. Также при покупке подержанного автомобиля следует проверить историю машины, самостоятельно воспользовавшись информацией, расположенной на официальном сайте ГИБДД в разделе «Проверка автомобиля».

«Не спеша, вдумчиво и внимательно изучите договор до его подписания, при этом учтите следующие аспекты: нельзя пропускать ни одного пункта; читайте все, что написано мелким шрифтом; не ставьте подпись, если какие-то пункты документа вас не устраивают или не соответствуют тому, что говорит менеджер; в договоре обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата, если вы откажетесь от покупки по вине продавца, а также полное описание модификации модели (должна соответствовать заводской комплектации); подписывайте тот договор, который только что прочли, если менеджер унес документ, а затем вернул, придется перечитать снова, чтобы уберечь себя от недобросовестных действий персонала», - пояснили в ведомстве.

В Роспотребнадзоре отметили, что также следует учесть, что наиболее безопасной является оплата банковской картой. При оплате наличным способом необходимо истребовать документ, подтверждающий факт внесения денежных средств. В любом случае покупателю должен быть выдан контрольно-кассовый чек (в том числе в электронном виде). В ведомстве отметили, что в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» на сайте ФНС России находиться приложение «Проверка чека ФНС России». Приложение позволяет не только получать и хранить кассовые чеки в электронном виде, но и проверять их легальность и добросовестность продавца, а при необходимости - сообщать о нарушении.

Отмечается, что перед тем как забрать машину, нужно ее осмотреть на наличие дефектов - царапин, вмятин и других. Еще один важный аспект - сверка номера двигателя, шасси и номер кузова, VIN с договорными условиями, проверка комплектности, контроль уровня технических жидкостей. Обязательно нужно проверить, работает ли освещение, дополнительное оборудование. Если выбранное авто находится под открытым небом, то перед осмотром можно попросить помыть машину, чтобы не пропустить дефекты. Кроме того, следует подписывать акт приема-передачи автомобиля только после тщательного осмотра.

В пресс-службе отметили, что некоторые условия продажи автомобиля должны вызвать опасения. В частности, продажа только за счет заемных средств (кредита) при слишком низкой заявленной цене автомобиля, при этом подписать договор и внести аванс предлагают до осмотра автомобиля при утверждении продавца, что он есть в наличии. Кроме того, должны насторожить отсутствие в офисе продаж полного комплекта документов на автомобиль (договор, паспорт транспортного средства, гарантийный талон или сервисная книжка), а также обязательных информационных сведений о продавце и незначительный период времени, прошедший с даты постановки автосалона на налоговый учет, который можно проверить на официальном сайте онлайн-сервиса ФНС России по адресу: egrul.nalog.ru/.

В ведомстве напомнили, что в случае нарушения его прав потребитель может подать жалобу. «Поводом написать жалобу на автосалон может быть несоответствие фактической цены в договоре и заявленной в рекламе или на сайте; несоответствие комплектации автомобиля; отказ вернуть покупателю внесенный аванс; навязывание дополнительных товаров, работ, услуг; продажа подержанного авто, прошедшего «предпродажную подготовку» под видом нового и другое», - пояснили в Роспотребнадзоре.

Там рассказали, что пожаловаться на противозаконные действия автосалона можно, в частности, производителю или в уполномоченную им организацию. В случае, если потребители столкнулись с ситуацией ущемления своих прав, в том числе имущественных, то есть понесли незапланированные расходы, были лишены возможности отказа от оплаты ненужных опций (в том числе дополнительных товаров, работ, услуг) нужно обращаться к продавцу товара с соответствующей претензией.

Также пожаловаться можно в Роспотребнадзор, одной из функций которого является защита прав потребителей и контроль за соблюдением законодательства в сфере торговли. К обращению необходимо приложить документированные доказательства, а также претензионную переписку с продавцом. Кроме того, можно направить исковое заявление в суд, чтобы взыскать с продавца компенсацию морального вреда или возместить ущерб. Если потребитель стал жертвой мошенничества, следует немедленно обращаться в полицию с соответствующим заявлением. Требования к порядку подачи заявления и его форме изложены в ст. 12 закона «О полиции».

«Роспотребнадзор обращает особое внимание на тот факт, что навязывание дополнительных товаров и услуг ст. 16 закона «О защите прав потребителей» запрещено. Компания, виновная в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанных товаров или услуг. Указанные недобросовестные действия могут быть основанием для проведения административного расследования, а в случае получения массовых жалоб - предметом группового иска со стороны Роспотребнадзора в защиту пострадавших потребителей», - заключили в ведомстве.