Замглавы Минпромторга: РФ начинает входить в клуб крупнейших биотехнологических держав

Россия на фоне пандемии резко нарастила экспорт фармпродукции и начинает входить в клуб крупных мировых биотехнологических держав, считает первый замминистра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков. И не только за счет вакцин. О том, сколько их сейчас производится и могут ли компании обеспечивать внутренний спрос и экспортные заявки, ждать ли россиянам новых вакцин, о возможности экспорта "Ковивака" и "Эпиваккороны" и новых специнвестконтрактах Осьмаков рассказал в интервью ТАСС.

Замглавы Минпромторга: РФ начинает входить в клуб крупнейших биотехнологических держав
© ТАСС

— На фоне роста фармпроизводства в РФ очень много говорят о сильном дефиците расходников для фармы. При этом есть мнение, что локализовать здесь их производство просто невыгодно. Какова позиция Минпромторга?

— Позиция однозначна: конечно, локализовывать. Сейчас спрос на расходные материалы растет в пять раз, с этим никакой импорт не может справиться. Более того, Россия на фоне пандемии начинает входить в клуб крупнейших биотехнологических держав. У нас экспорт за этот год вырос в четыре-пять раз, и это не только вакцины. Если ты хочешь конкурировать на мировом рынке, тебе нужны защищенные цепочки поставок. В стратегии "Фарма-2030" на импортозамещение направлен целый комплекс мероприятий и назначены KPI, например, по стандартным образцам локализация составит 50%.

Любая локализация очень сильно зависит от объемов рынка и возможностей экспорта. В этом отношении, конечно, трансфер в Россию какого-то крупного игрока может быть оптимальным решением, чтобы развивать производство расходных материалов для фармацевтики. По этому направлению мы ведем переговоры — например, с Sartorius по специнвестконтрактам. У них есть ключевое ноу-хау в части использования пластика, в локализации которого мы заинтересованы. Так исторически сложилось, что основной биотехнологический парк у нас немецкого производства, поэтому есть смысл вести переговоры в первую очередь с немецкими компаниями.

Мы должны быть достаточно конкурентоспособны, чтобы глобальным игрокам было выгодно здесь размещать максимально локализованное производство и при этом не только наполнять российский рынок, но и направлять продукцию на экспорт. Поскольку повышенное внимание к биотехнологиям — это надолго, и развитие ведется целенаправленно, для иностранных инвесторов формируется система стимулов.

— Россия планирует до конца года произвести 300 млн комплектов вакцин. Можно ли детализировать эти данные?

— Планы производства постоянно корректируются. Основной объем — это "Спутник V" и "Спутник Лайт". Сейчас производство этих вакцин уже легко масштабируется в зависимости от спроса со стороны системы здравоохранения и зарубежных рынков. При этом за рубежом складывается достаточно пестрая картина: одни контрагенты хотят покупать двухкомпонентный "Спутник V", других полностью устраивает "Спутник Лайт".

Cейчас объем производства позволяет отдельным предприятиям начинать возвращаться к своим традиционным линейкам, включающим другую номенклатуру лекарственных препаратов. Можно однозначно сказать, что вопрос с внутренним производством мы решили.

— Есть ли понимание, сколько будет экспортировано?

— Экспортные решения принимаются довольно динамично. Оценивается баланс отечественного спроса, связанного с меняющимися темпами вакцинации, с экспортными запросами. Естественно, отечественный рынок для нас приоритетен. Но сейчас уже можно спокойно говорить о том, что наши производственные мощности способны удовлетворить экспортные заявки.

— Как вы оцениваете планы по мощностям на 2022 год?

— Сейчас в принципе мы проходим ситуацию, очень похожую на ситуацию с масками и другими средствами индивидуальной защиты. Мощности разогнаны, и в итоге достигнут оптимальный объем в 150 млн комплектов за квартал. В принципе, он примерно таким и останется, смысла разгонять дальше нет: хватает и на полное покрытие внутренних потребностей, и на экспорт. Глобально уровень иммунизации растет, то есть рынок постепенно будет сокращаться.

— В июне говорили, что производство "Ковивака" и "Эпиваккороны" недостаточно для экспорта. Как обстоят дела сейчас?

— По "Эпиваккороне" теперь, когда подключились производственные площадки "Герофарм", мы вышли на объемы, которые позволяют коллегам активно вести переговоры с потенциальными импортерами за рубежом. До конца года будет произведено 10 млн комплектов доз. "Ковивак" потихоньку масштабируется.

В ноябре производители выйдут на миллион комплектов. Заинтересованность зарубежных стран есть, мы получаем письма от представителей многих государств по обоим продуктам. Но и востребованность на внутреннем рынке довольно высокая, поэтому с учетом приоритетности отечественных потребностей пока это больше внутренний продукт. Когда COVID-19 превратится в стандартное сезонное ОРВИ, а это его неизбежная судьба, рынок антиковидного вакцинирования сохранится.

— Ростуризм говорил про запуск вакцинных туров, на всех хватит?

— Конечно, хватит. У нас без сбоев и в полном объеме вакцинируются целые группы работников в тех сферах, где это рекомендовано. Даже трудовые мигранты и вахтовики полностью охвачены. Хватит и туристам.

— Если говорить о новых разработках, стоит нам ждать новых вакцин от ковида? Или речь уже о новых формах?

— Исследований ведется много, до десятка разработок новых вакцин. Но они все ведутся в стратегическом, спокойном режиме. За последние несколько месяцев получили разрешение Минздрава на проведение клинических исследований три вакцины: "Бетувакс" производства Института стволовых клеток человека, BCD-250 от Biocad и вакцина Санкт-Петербургского НИИ вакцин и сывороток. Сроки завершения испытаний там от второй половины 2022 года до 2026-го. При этом, когда на рынке уже присутствует четыре полноценные вакцины, масштабированные на крупносерийное производство, экономические перспективы такого рода разработок оценить сейчас достаточно сложно.

— То есть нам, потребителям, новых вакцин ждать не стоит?

— Я думаю, нет. Кажется, что опять четвертая волна и пандемия, но для бизнеса это уже завершение начатых в первую волну инвестиционных циклов, которые имеют свою временную и финансовую природу. Можно говорить о новых формах. Ведутся исследования по тому же "Спутнику" в виде спрея, прежде всего для бустирования, потому что это удобно.

— Помимо фармы, вы отвечаете еще и в целом за специнвестконтракты. Есть ли у вас новые заявки по водороду, водородному транспорту и электротранспорту?

— Есть. Мы сейчас готовим новое распоряжение о внесении изменений в перечень технологий, по которым могут заключаться СПИК 2.0. Среди вновь включаемых актуальных технологий есть и те, которые относятся к водородному и электротранспорту. Например, технологии производства литий-ионных аккумуляторов для тяговых аккумуляторных батарей или систем накопления энергии. А также производство водородных топливных элементов. По использованию СПГ в автопроме уже конкурс объявлен по инициативе "Волгабаса", он сейчас идет. И, возвращаясь к медицинской тематике, недавно заключен первый СПИК 2.0 в области лекарственных препаратов — со Скопинским фармацевтическим заводом. Там будет производиться шесть лекарственных препаратов, пять из которых аналогов в России не имеют, а также оборудование для диагностики в онкологии. 3,5 млрд инвестиций запланировано на 11-летний проект, и почти на 200 млрд будет продукции выпущено. Только в виде налогов во все бюджеты от этого проекта поступит больше, чем сумма инвестиций.

Беседовала Елена Карьгина