Электрический пузырь: Весь мир бросился строить электромобили. Или делать вид, что строит
На мировом автомобильном рынке надувается самый настоящий «пузырь» — все бросились производить машины с электромоторами. Едва оформившаяся фирмочка, сварганив на скорую руку некий «концепт», выпускает свои акции и они начинают бурно расти. Совершенно очевидно, что через какое-то время этот «праздник жизни» закончится.
Едва выпустив первые автомобили — произошло это 28 сентября 2021 года — американская Lucid Group по капитализации (рыночная стоимость акции умноженная на их число) обогнала Tesla.
«С конвейера сошли первые электромобили Lucid Air и на этом событии стоимость акций взлетела на 25%. Покупая акции сейчас, инвесторы делают ставку на будущий долгосрочный рост их стоимости», — утверждает аналитик компании RoboForex Евгений Савицкий.
Примерно то же самое наблюдается и в целом, достаточно открыть любой портал автомобильных новостей, и на вас обрушится поток радостной информации о том или ином «стартапе». Который ещё ничего не производит, но уже успешен.
«Инвесторы поверили» — типичный аргумент аналитиков, используемый в их «исследованиях». Судя по всему, эти самые инвесторы туповаты и сегодня верят, к примеру, в дорогую нефть, а завтра — уже в дешёвую. Хотя никаких подвижек в плане потребления энергоресурсов и не наблюдается. Говоря по-простому, манагеры-«аналитики» строчят то, что им сказали, высасывая из пальца обоснования своих слов.
На заре автомобилестроения, в начале ХХ века, электромобили одно время даже лидировали. Они ездили быстрее, не воняли, да и по устройству были гораздо проще. Но тогда индустрии выпуска массовых авто ещё не существовало, и как только машины начали клепать тысячами и миллионами, ДВС победил. Бензином стали торговать на каждом углу, а электрические «заправки» не появились. Очень ограниченный пробег электромобилей стал причиной их проигрыша.
Но данную беду вроде как уже давно преодолели.
«К 2010 годы мы проставим на конвейер массовый компактный городской автомобиль. Он будет поставляться как на внутренний рынок, так и на экспорт, в мировых мегаполисах такой транспорт востребован. Довольно высокая стоимость — примерно в полтора раза больше, чем машина с ДВС — за счёт низкой цены эксплуатации вскоре «отобьётся», и покупатель окажется в плюсе. А на прототипе вы покатаетесь завтра. Причём это уже полоностью готовая к конвейреру модель», — рассказывал автору этих строк президент Mitsubishi Motors Осаму Масуко.
Дело было ещё в 2005 году. Электрический Mitsubishi Colt MIEV практически бесшумно и очень резво срывается с места. Запас хода на одной зарядке — 150 км, но для города этого хватит. Со временем, по мере совершенствования батареек, его обещали увеличить. Лепота!
Но прошёл 2010-й, потом 2011-й — никаких массовых Colt MIEV не появилось. Почему — японцы отмалчивались. Наконец, сдавшись, через посредника передали, что компании «дали по шапке» и проект «народного электромобиля» давным-давно закрыли.
Тут стоит вспомнить, что примерно с 2005-го цены на нефть стали галопировать, а те, кто ей торгует, начали получать сверхприбыли. И это — отнюдь не арабы, а совершенно другие люди. Шейхам позволяют покупать суперяхты и ставить там золотые унитазы, но «хозяева жизни» отнюдь не они. Например, как бы государственная Saudi Arabian Oil Company (которая раньше называлась Arabian-American Oil Company!) — крупнейшая в мире компания мира по добычи нефти и по её запасам. Кому она на самом деле принадлежит? Акции торгуются на бирже, то есть она «публичная». Но тут же декларируется, что на 100% контролируется властями Саудовской Аравии. Наверное, всё так и есть. А американские военные базы на территории Саудовской Аравии, видимо, этому всеми силами способствуют.
На рубеже 2015-2016 высокие цены на «чёрное золото» пришлось опускать — потребление реально стало снижаться. Автопроизводители нашли на нефтяников «винт с левой резьбой» и стали массово пересаживать своих покупателей на крайне экономичные (и экологичные!) дизельные авто. Даже машины представительского класса получали модификации, которые заправляются соляркой, как раз они продавались лучше всего.
А потом внезапно грянул «Дизельгейт» — концерн Volkswagen обвинили в том, что он занизил данные по выбросам своих авто. Ничего особо криминального немцы не сделали, как обычно, машины испытывались в «тепличных условиях», любой автомобилист знает, что данным, заявленном производителем, доверять не стоит. Тем не менее, факт был налицо, и понеслось… В итоге дизеля почти что запретили, помимо Volkswagen, который всегда славился моторами этого типа, их перестали разрабатывать BMW, Mercedes и прочие компании.
Поэтому нынче бензин рулит. Например, в этом году Nissan представил новое поколение R53 кроссовера Pathfinder. Дизеля теперь нет! Стоит известный «пожиратель бензина» 3,5 литровый VQ35DD, а экономичный дизельный YD25DDTi отправили в отставку. Да, мотор был далеко не идеальный, особенно по ресурсу, но ничего нового ему на смену даже не стали разрабатывать.
Для тех, кто по-прежнему хочет сэкономить на топливе, сделали «обманки» — малокубатурные авто. Которые, на самом деле, жрут не меньше, чем машины с большими ДВС. Данный факт неоднократно был доказан на сравнительных тест-драйвах, но афишировать его не любят.
«У меня — Chevrolet Tahoe с бензиновым мотором объёмом 5,3 литра, у знакомого — Kia Ceed, там всего 1,5 литра. Мой «танк» жрёт 13-14 литров в смешанном цикле, причём лью 92-й, у него — 12-13 литров, но уже 95-го. То есть платит он столько же, как и я! А сравнивать Tahoe и Ceed по комфорту, размерам и безопасности как-то даже грешно. Вот он бесится…», — рассказывает один автовладелец.
Таким образом, нефть успешно продаётся, толстосумы, контролирующие добычу углеводородов, дважды за последние 15 лет сняли угрозу своему бизнесу. А на электромобилях решили заработать.
Примерно тогда же, на рубеже 2015-2016 годов, начали «раскручивать» и электромобили. Но отнюдь не «народные», а совсем наоборот. Никто не ставил задачу соорудить простые, недорогие и экологически чистые коробчонки с электромотором. Что было просто, учитывая японские наработки. Нет, мир стали толкать в истерию электрических суперкаров.
Собственно, именно она сегодня и набирает обороты. Якобы перспективные электромобили сделали фетишем, приманкой для «инвесторов». Данное слово, как известно, в России является синонимом понятия «лох». Ровно то же самое в конце 90-х наблюдалось на рынке так называемых «доткомов». Со всех страниц «аналитики» верещали о перспективах «электронной коммерции» и прочей «цифровой экономики», акции новоявленных компаний росли как на дрожжах. А в 2001-м «мыльный пузырь» на фондовом рынке лопнул и они подешевели до своей истинной стоимости. То есть до нуля.
Зато биржевые спекулянты обогатились, буквально из воздуха возникли миллиардные состояния. Простые «инвесторы», которые «поверили» в радужные перспективы «доткомов», потеряли всё.
Примерно то же самое грядёт и на рынке электромобилей. Через какое-то время, когда биржевые воротилы соберут с лохов достаточное количество денег, акции обвалятся. Например, потому, что электроэнергия вырабатывается из тех же углеводородов, а атомная энергетика нынче в загоне. Её, собственно, того и гляди вовсе запретят в угоду нефтегазовым компаниям.
«В июне 2020 года страны ЕС договорились об исключении проектов атомной энергетики из субъектов финансирования так называемого Справедливого переходного фонда (Just Transition Fund) объемом в €40 млрд. Ожидать ренессанса атомной энергетики в Европе в этом контексте точно не приходится», — говорит руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики МШУ «Сколково» Алексей Хохлов.
Да, за электромобилями будущее, тут сомнений нет. Но только при условии создания независимой от углеводородов энергетики. Но об этом пока стоит только мечтать.
Также совершенно очевидно, что покупатели немногочисленных «модных» авто, которые нынче выпускаются почти что в штучном режиме, останутся с носом. То есть без гарантии и техобслуживания. Впрочем, россиян это практически не коснётся: по данным Ассоциации европейского бизнеса, за десять месяцев 2021 года в нашей стране продано аж 845 штук электромобилей. И купили их, прежде всего, нувориши, которых точно не жалко.