Войти в почту

Россияне скупают подешевевшие электромобили

Раньше электрокары покупали участники рейтинга Forbes, селебрити и амбассадоры новейших технологий. Сейчас среди покупателей электромобилей появились обычные люди. Они хотят и доступную машину, и комфорт, недостижимый для владельцев машин с двигателями внутреннего сгорания. Скажем, бесплатно парковаться в центре Москвы и больше не покупать дорожающий бензин. А кое-где еще и не платить транспортный налог. 

Подробнее, кто и зачем покупает электромобили, сохранятся ли доступные цены, и правда ли, что что электрокар ― это транспорт, для которого в России не существует инфраструктуры, рассказала Дарья Ишимская, генеральный директор ООО «Кванта» ― одна из родоначальниц рынка электромобилей в России. 

Почему подешевело и кто налетает  

Беспошлинные электрокары хлынули в Россию через Белоруссию, для которой в мае 2020 года Евразийская экономическая комиссия обнулила пошлину на ввоз электромобилей. По подсчетам Дарьи Ишимской, в 2021 году в России продали больше электрокаров, чем за предыдущие семь лет. 

― Если до отмены пошлины в России продавали около 120 машин в год, то с момента обнуления ― более 600. И еще точно не известно, сколько автомобилей скопились сейчас на въезде в Белоруссию. Их спешат ввезти до декабря 2021 года, пока действуют нулевые ставки, ― рассказывает Дарья.

В регионах, по данным эксперта, электромобили покупают чтобы сэкономить на расходах. Во-первых, во многих регионах власти отменили транспортный налог на электрокары. Во-вторых, цены на бензин безостановочно растут.

― В регионах покупают электромобиль со средним чеком 1-2 млн рублей чтобы сэкономить на бензине. Например, недельная зарядка маленького электромобиля с батареей мощностью 50 кВтч обойдется владельцу в 100 рублей ― при стоимости электроэнергии два рубля киловатт. А бак бензина ― в 2 000 рублей, ― уточняет эксперт.

Спрос вырос в Казани, Перми, Краснодаре, в Петербурге, в Липецке. Электрокарами активно интересуются крымчане. Взрывной рост ждут в Нижнем Новгороде и Казани ― между ними проложат трассу, оборудованную зарядными станциями для электрокаров.

Если раньше в Москве электрокары покупали только фанаты, то теперь появились и прагматики: столичные власти отменили для электромобилей плату за парковку.

― Люди рассказывают, что электромобиль их спасение. Потому что работают в центре и порой отдают за парковку ползарплаты: скажем, девять часов в день при стоимости парковки 380 рублей в час.

Не только польза

Но все-таки по мнению Дарьи, электрокар всегда оказывается эмоциональной покупкой. Она считает, что про разумную экономию покупатели думают до первой поездки

― Человек, садящийся за руль любого электромобиля попадает в другую вселенную. Я помню, как в один из салонов постоянно приводили экскурсии ― все хотели посмотреть на электромобиль вживую, ― вспоминает эксперт.

Один из таких экскурсантов, парень из Сочи, стал тем покупателем, который сильнее всего запомнился эксперту за шесть лет работы в отрасли.

Молодой человек пришел на экскурсию, сфотографировался у машины. Сказал: «Никогда не подумал бы, что меня это так вдохновит». И уехал.

Но ровно через год, в тот же день, он вернулся. Снова сфотографировался у машины ― в той же позе, что и в прошлые раз. И купил авто.

― Я, говорит, поставил себе задачу. Разбился в лепешку, но успел к этому же дню приехать за Tesla, ― рассказывает Дарья. ― Электрокар ― это всегда эмоциональная покупка. Можно долго считать экономику, сколько стоит бензин, а потом приехать, чтобы посмотреть, покататься ― и купить, вообще забыв спросить про цифры.

Раньше покупателями и поклонниками электрокаров были селебрити ― например, такая машина есть у певицы Лены Темниковой. Или Дмитрий Нагиев ― не владелец, но поклонник Tesla, любит использовать машину на съемках. Или, когда электромобили стоили по 20 млн, их покупали чиновники и олигархи, причем из первых 50 строчек рейтингов Forbes. Теперь покупатель демократизировался.

― Сейчас это просто владельцы бизнесов и коммерсанты, много айтишников ― покупают недорогие электрокары. Даже домохозяйки ― говорят, так удобнее, не нужно ездить на заправку. Или хотят приезжать за ребенком в школу и парковаться бесплатно. Есть даже очень возрастные клиенты ― старше 75 лет, ― говорит Дарья.

Основная фанатская аудитория электрокаров, конечно, молодежь ― от 18 до 25 лет. Электрокар выбирают в подарок на совершеннолетие. Покупают блогеры. Среди клиентов очень много айтишников, разработчиков, фанатов Илона Маска. Эти люди покупают супердорогие электромобили. Эта часть аудитории, которая покупает из-за убеждений, как и западные покупатели ― для них важна тема экологии.

― Если говорить об экологии, то мы однозначно не «принимаем в семью» гибриды. Да, сейчас в России они они удобнее для междугородних поездок. Но это пока не развита инфраструктура зарядных станций на трассах. Гибрид ― это совсем не экологичная история. Как мне кажется, он не особо отличается от машины с двигателем внутреннего сгорания, ― считает Дарья.

Хотя на Западе, рассказывает эксперт, электрокары тоже покупают в основном из-за экономии. Из-за «зеленых» убеждений ― меньше. В США и Европе также велика разница между стоимостью бензина и электричества. К тому же там пользоваться электрокаром удобнее, чем в России ― инфраструктура зарядных станций уже очень развита. Батарею можно зарядить за полчаса.

― А еще государство предоставляет для отрасли неплохие субсидии. В-третьих ― люди все-таки больше в теме экологии, чем в России и количество тех, кто покупает электрокар из идейных соображений больше, чем у нас. Но это та тенденция, которая уже пришла и к нам, ― считает Дарья.

Кто и почем ваяет электрокары

Когда-то электромобиль и Tesla были синонимами. Сейчас практически все бренды, кроме российского автопрома, производят электрокары. По мнению эксперта, больше всего спрос развит в США и Европе. На рынок активно выходят китайские производители.

― Китайцы очень хорошие производители, причем в любой ценовой категории. Очень классные электромобили, буквально догоняют Tesla. И в марте планируют выйти на российский рынок, ― говорит Дарья.

Сейчас можно найти электромобиль по цене от миллиона до 15 миллионов рублей. Больше разница в стоимости зависит от емкости батареи. Электрокар эконом-класса может проехать на одной зарядке 150 километров летом и 80 ― зимой. Машина стоимостью от пяти миллионов – уже до 500 километров летом. 

― Кроме обнуления пошлины спрос на рынке стимулировал скачок цен на машины с двигателями внутреннего сгорания. Некоторые покупатели рассказывали, что предпочли традиционному автомобилю за 20 млн электрокар за 10 млн рублей, ― вспоминает эксперт.

Ограничены городом

Но для России электромобиль пока только комфортная городская машина. Да, они прекрасно ведут себя на российских дорогах и в российском климате, но подводит инфраструктура.

― Иногда люди, которые покупали электрокар в Москве, возвращались на нем, например, в Новосибирск. Или ехали отдыхать в Крым. Это здорово, это фан, это классно, но это экстрим. Да, так можно прокатиться пару раз, но тогда к обычной дороге, например, в Крым добавляется еще дней 16. Сейчас для передвижения между городами в России больше подходит гибрид, ― объясняет Дарья.

Технически для электрокара нет разницы, где ехать. Это обычный автомобиль с такой же подвеской. Только не на бензине, а на батарейке. Те же Tesla, произведенные для европейского рынка ориентированы на Скандинавию, их много в Норвегии. Там очень влажно, сыро, холодно, рассказывает Дарья, но электрокары спокойно работают.

― Средний запас хода электромобилей: летом 500 километров, зимой при минус 20С ― 200 километров. В Сибири гоняет штук десять электрокаров. В Новокузнецке живет youtube-блогер Кирилл Варпач Петров. Он себя называет «батя всех Тесел России». Их у него три. Самую первую он купил в 2018 году.

Кирилл ― видеоблогер мирового уровня. Его часто приглашали в США. Там он увидел видео про гигафабрику, где производят Tesla. Впечатлился. И когда вернулся в Россию, стал искать сообщество здесь.

― Написал в наш чат, что хочет узнать про электрокары больше. Мы пригласили его на презентацию новой модели и он прилетел из Новокузнецка буквально на три дня. Просидел в машине несколько часов. И заказал свою первую машину за 18 млн рублей. И до сих пор ее не продал ― он ей гордится. Он говорит, что «я, простой сибирский парень, смог и вы должны понять, что электромобиль ― это круто», ― вспоминает Дарья.

Куда движемся

Основной рост продаж электрокаров в 2021 году пришелся на Москву. Здесь ими удобнее всего пользоваться ― самая развитая в России зарядная инфраструктура. Что касается регионов, то они в этом году проснулись ― появились заявки из городов, где раньше спроса не было. Это Калининград, Санкт-Петербург, Крым. 

― Мы можем говорить, что в Москве спрос на электромобили вырос в семь раз, в регионах ― в два-три, ― уточняет Дарья. ― Если сейчас в Москве тысячи электрокаров, то в регионах ― пока только сотни.

И, даже если нулевые пошлины не продлят до 2023 года, как просит Белоруссия, спрос на электрокары в Москве продолжит расти. Просто медленнее ― не в 7 раз, а в два. 

Количество заправок за последние 2 года выросло в 10 раз. Правда, в основном в Москве.

― И в этом году я уже смогла скататься на электрокаре в Петербург. Россети поставили быстрые станции зарядки по платной дороге. Я останавливалась два раза ― по часу. Да, ехала не 6 часов, а 8,5-9. Но я на это согласна. А если за ближайшие три года все трассы оборудуют, то, думаю, люди забудут, что такое гибрид, ― говорит Дарья.

 В регионах спрос на электрокары пока сдерживает именно ситуация с инфраструктурой. Но, как считает Дарья, мы на пороге инфраструктурного прорыва.

Во-первых, бизнес уже придумал, как монетизировать проект.

― Открывать заправки для электромобилей будут по всей России. Особенно после новости, о том что государство выделит 400 миллиардов рублей на развитие инфраструктуры и разработку отечественного электрокара. Очень много салонов электромобилей открывается, рынок стал интересен бизнесу, ― объясняет эксперт. 

Во-вторых и сами жители регионов, по словам эксперта, оценивают горизонт инфраструктурного прорыва года в два.

― Мне обычно говорят: «через пару лет созвонимся, как будет больше развита инфраструктура». Да мы и в Москве видим, что именно столько и потребовалось столице, ― рассказывает Дарья.