Войти в почту

В стартап по производству электрокаров от КамАЗа вложился Рубен Варданян

КамАЗ планирует запустить в серийное производство компактный электрокроссовер «Кама». По размеру он немного длиннее Mini Cooper — по крайней мере так выглядел прототип во время презентации в 2020 году. Представляли его, кстати, в красном цвете. Серийная «Кама» будет отличаться от показанного экземпляра.

В стартап по производству электрокаров от КамАЗа вложился Рубен Варданян
© BFM.RU

Как отмечает гендиректор КамАЗа Сергей Когонин, авто будет больше, мощнее, а заряда батарей будет хватать на более длительное расстояние. Цены и сроки запуска в серию пока не уточняются.

Займется созданием электроавто компания «Кама» — это дочерняя компания КамАЗа. Ее совладельцем летом стал бизнесмен и инвестор Рубен Варданян. Помимо «Тройки Диалог», Варданян известен инвестициями в недвижимость и стартапы, в свое время он вложился и в Lamoda.

Хоть Варданян и является членом совета директоров ПАО «КамАЗ», но инвестирует в новый проект личные средства. Чем могут заинтересовать опытного инвестора электромобили? Комментирует гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.

Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «Ответить на вопрос, стоит вкладывать деньги в стартапы или не стоит вкладывать деньги в стартапы, наверное, не представляется возможным. Все зависит от того, какие перспективы, какая команда, какое финансирование, какие технологии, какие преимущества заложены в каждый конкретный стартап. Электромобили — это перспективный сегмент, и у российских производителей, безусловно, есть достаточно выгодное положение. Российская программа, которая нацелена на развитие электротранспорта и на поддержку российских производителей автомобилей, это в общем-то подтверждает. Предыдущий опыт, который не всегда был успешным, не является ограничивающей остановкой. Да, в тот раз не получилось, но это совершенно не говорит о том, что не получится в этот раз. Рубен известен тем, что он участвует во всех проектах, которые, как правило, действительно выстреливают. Я думаю, что секрет в том, что у компании увеличится капитализация. И то, что он в этот проект зашел, является подтверждением того, что проект перспективный».

Попытки создать электрокар в России предпринимаются с 1889 года. Первопроходцем был Ипполит Романов, который собрал двухместную машину на электротяге. Первым же серийным электромобилем стала Lada Ellada в 2013 году. Судьба ее довольно печальна. Тестовая партия состояла всего из ста экземпляров и была сделана по заказу Ставропольского края. Однако средств не хватило, край выкупил только пять машин, одну приобрел Денис Мантуров, а остальные с трудом были проданы через дилерскую сеть.

Остальные проекты, такие как Lada Vesta EV или гибридный «Ё-мобиль», так до серийного производства и не добрались. Комментирует автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт «Главная причина провалов предыдущих и, видимо, будущих проектов в том, что электромобиль по сути своей это гаджет. В нем основную роль играют электроника, батареи, программное обеспечение, и значительно меньшую роль играют механизмы, в отличие от бензиновых, дизельных автомобилей. И значительную часть, основную, играют все те компоненты, в которых мы традиционно отстаем. Поэтому, по большому счету, нет ни научной, ни конструкторской базы для того, чтобы эти автомобили появились. Делать такое мелкосерийное производство электромобиля совсем не сложно, ведь он технически состоит всего из нескольких компонентов, которые собрать воедино, даже купив эти компоненты за границей, не так и сложно. Но для того, чтобы в промышленных масштабах производить эту машину, чтобы ее обслуживать, чтобы они не ломались, не глючили — для этого у нас, к сожалению, нет ни производственной, ни научной базы».

Еще одно частое объяснение неудач электрокаров в России — отсутствие инфраструктуры. Кто станет покупать дорогие машины, которые попросту негде будет заряжать или обслуживать. А доводы, что в нашем климате электрокары просто не могут работать, уже несостоятельны. К примеру, одними из лидеров по продажам таких авто в Европе остаются Норвегия и Исландия, и ничего — морозы там электрокару не помеха.