ГАЗ-66: Та самая «Шишига»
В старинные времена "шишигами" называли нечистую силу и разных домашних духов, начиная от банников и заканчивая мелкими бесами. Именно таким прозвищем народ наградил полноприводный грузовой автомобиль, созданный по заказу Минобороны СССР, выпуск которого освоил Горьковский автомобильный завод под маркой ГАЗ-66.
Необходимо отметить, что первые "шишиги" вышли из ворот предприятия в 1964 году - ближайшим конкурентом в мире на то время у них мог быть только Mercedes-Benz Unimog, но немецкая модель было несравненно сложнее и дороже.
Заказчик в виде армии сформировал сложновыполнимые требования: вертолёт Ми-6 должен брать на борт сразу две машины, т. е. грузовик должен быть компактным; препятствием для автомобиля не должен являться глубокий снег или песок, каменистая или заболоченная местность, а максимальная скорость на шоссе должна быть не меньше 85 км/час; машина должна быть ремонтопригодной, даже в полевых условиях. Последний пункт касался грузоподъёмности - она должна составлять не менее 2 тонн.
Разработка и испытания заняли 8 лет, но конструкторам удалось блестяще выполнить задачу. Проходимый грузовик, помимо транспортировки личного состава и грузов, научился десантироваться с парашютом, стал базой для систем залпового огня и мобильной огневой точки. О качестве машины говорит тот факт, что "шишига" выпускалась до 1999 года, производителем было собрано почти 1 000 000 машин.