Автоновости
ДТП
Тест-драйвы
Автоэксперт

Чистая тяга: как Россия будет переходить на электротранспорт

Как рассказал на церемонии по поводу пуска тысячного электробуса заместитель мэра, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы , на достигнутой цифре столица останавливаться не собирается. Уже в следующем году будет закуплено еще 500 новых электробусов, которые отправятся на наиболее загруженные маршруты. «Москва взяла курс на электрические технологии. Электробусы делают наш город чище, а здоровье – лучше», – заявил чиновник. По сведениям, которые приводит руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы , перевод части автобусного парка на электротягу уже позволил «сэкономить» 620 т выбросов вредных веществ и 32 тыс. т выбросов парниковых газов в год. Как добавил гендиректор ФУП «Мосгортранс» , новые модели, которые планируется закупать, будут еще привлекательнее для пассажиров. «Там будут такие приятные мелочи, как меняющая цвет подсветка, новые зарядки для гаджетов, меняется дизайн интерьера. Многие проводят достаточно много времени в общественном транспорте. Нужно, чтобы это время проходило с удовольствием, чтобы люди делали выбор в пользу общественного транспорта – рассказал Асаул. Планируется и стимулировать переход на электрическую тягу частных автовладельцев. По словам Максима Ликсутова, в столице действует программа по строительству зарядочной инфраструктуры для личного транспорта. Уже в 2021 году число зарядных станций для электромобилей достигло 100. На 2022–2023 гг. запланирован ввод еще 200 электрозаправок ежегодно. Дополнительной премией для владельцев электромобилей служат нулевой транспортный налог и бесплатная парковка на всей территории Москвы. Как заверил Максим Ликсутов, эти льготы будут сохранены и в будущем. Развивать сеть электрозаправок планируется и в масштабе страны. Правительство 29 декабря сообщило об утверждении списка территорий, на которых будет проводиться эксперимент по созданию инфраструктуры для электротранспорта. В него вошли 16 регионов и федеральная трасса «Дон». Пилотный проект рассчитан до 2024 года, уже к 2030 году в России должно появиться 72 тыс. зарядных станций, а электромобили – составить 10 % в общем объеме выпуска. Без особого пути Россия двигается по пути электрификации автотранспорта с лагом по времени, рассказал главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов топливного трейдера «Петролеум Трейдинг» . Это отставание, по словам аналитика, дает свое преимущество – выбор увеличивается, технологии удешевляются. В отдельных точках Россия находится даже в лидерах – если сравнить количество электробусов, троллейбусов, трамваев и метро в мировых мегаполисах, Москва может претендовать на одно из первых мест. Но даже здесь движение идет последовательно и обдуманно – технологии проверяются, обкатываются, корректируются, и никто не спешит перейти на «зеленый» транспорт «невзирая» и «вопреки». В то же время перспективы электротранспорта в России очень сильно зависят от правительства – без поддержки, льгот и субсидий как для покупателей, так и для производителей ускорить замещение привычного транспорта электрическим не получится. «Даже если электромобили будут стоить столько же, сколько и автомобили с ДВС, тормозящим фактором будет развитие инфраструктуры – скорость «заправки» даже в самых ускоренных вариантах значительно превосходит скорость заправки бензином, дизелем или газом. Поэтому количество точек для зарядки аккумуляторов должно быть в несколько раз больше, чем «пистолетов» на «заправках». Не сказать, что это нерешаемая задача, но в условиях, когда покупательная способность населения как минимум не растет и скорость замены старых автомобилей на новые тяготеет к снижению (сейчас средний возраст легковых авто в РФ около 14 лет), а полная замена автопарка на электрифицированный уйдет далеко за 2030 год, частные инвестиции в инфраструктуру будут носить перспективный (на грани венчурного) характер», – полагает Андрей Дьяченко. Когда речь заходит об электромобилях, сразу возникает вопрос о емкости аккумулятора и его разрядке при низких температурах. Обе проблемы в современном электротранспорте в целом решены, поэтому по дорогам России уже передвигаются автомобили на электричестве. Но для массового использования нужно нарастить сеть электрозаправок и решить вопрос безопасности. Если электромобиль сгорает после ДТП при повреждении аккумулятора, популярностью он пользоваться не будет, отмечает Артем Тузов, исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал». Процесс перехода, по мнению Дьяченко, будет развиваться схожим с Европой и США образом, но более «пологим» – относительно богатые регионы покажут сравнительно высокие темпы, тогда как бедные будут долго сохранять парк авто с ДВС. «Но и при «пологом» сценарии у нас будет наблюдаться постепенное ускорение по мере развития инфраструктуры, удешевления предложения и повышения удобства реальной эксплуатации. В какой-то момент времени у покупателей просто не останется выбора – предлагаться будут только «зеленые» автомобили, к которым стоит отнести не только чистые электромобили, но и автомобили на топливных элементах, и, возможно, автомобили с ДВС, но работающие на альтернативных топливах», – говорит эксперт. В какой-то момент динамика из «пологой» вдруг превратится в «лавинообразную». Но это уже не будет восприниматься как революция, скорее, как новая норма. «Как быстро это наступит? Могу сказать с уверенностью только одно – все изменения в реальности наступят раньше, чем представлено в текущих базовых оптимистичных прогнозах. В разработки «зеленых» технологий сейчас инвестируется все больше и больше, и это приведет к ускоряющемуся росту инженерных находок, технологических решений и открытий. Новые технологии скачкообразно будут менять ситуацию, с каждым разом приближая момент тотального ухода от углеводородного автомобильного топлива», – констатирует Дьяченко. Фото: ФедералПресс / Дмитрий Коптев

Чистая тяга: как Россия будет переходить на электротранспорт
Фото: РИА "ФедералПресс"РИА "ФедералПресс"