С 1 января цены на автомобили в России выросли в среднем на 3%. Для некоторых марок январское повышение цен стало уже вторым за последние два месяца. Например, отечественная Lada подорожала и в декабре на 1-5%, и в январе на 1,5-3%. Аналогичная ситуация и по модельному ряду Renault: в декабре он прибавил в цене на 1,5%, а в январе его настигла новая прибавка в 1,5-2%. По мнению автоэксперта Артема Бобцова, сохраняющийся дефицит автомобилей и комплектующих, логистические затраты приведут к новому росту цен в течение года:
Артем Бобцов автоэксперт «Нужно понимать, что цикл производства и доставки автомобиля до конечного потребителя долгий. Несколько месяцев идет реальная сборка, потому что подъезжают производители разных комплектующих, потом какое-то время машина стоит на складе, потом она едет или плывет морем в страну, где будет продаваться, это может тоже занимать месяц, потом еще какое-то время путешествует у автодилера, только затем продается. До пандемии среднее время путешествия готового автомобиля до конечного покупателя равнялось пяти месяцам. Сейчас этот срок вырос от восьми до 12 месяцев, потому что дополнительно накладывается нехватка комплектующих. Соответственно, если вы сейчас покупаете автомобиль, он был произведен примерно год назад, и в цену этого автомобиля закладываются те вещи, которые произошли за последние месяцы. Это удорожание стали, подорожавшая логистика, она выросла в цене в несколько раз, и все вещи, связанные с пандемией. Это падение продаж. Поэтому производители вынуждены закладывать больше маржинальности в машину, чтобы окупить свои затраты, перебои с поставщиками, с комплектующими, что тоже негативно влияет на финансы автопроизводителей. Все это влечет к ползучему, но серьезному, постоянному увеличению цены. Это точно будет продолжаться весь год. Будет минимум 10% подорожания, оно уже заложено, его физически не избежать, а верхний предел подорожания будет зависеть от пандемийных шоков из-за штамма «омикрон», которые могут спокойно привести к прошлогодним 15-20% подорожания. Нижний предел понятен, верхний не ограничен. Если и новые автомобили подорожают на 10-15%, ровно на столько же подорожают подержанные».
Среди других причин подорожания дилеры называют увеличивающиеся издержки автоконцернов и ослабление рубля. При этом рост цены зависит еще и от класса предлагаемых авто, рассказал Business FM директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум» Александр Кустов:
Александр Кустов директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум» «Ситуация с повышением цен на автомобили несколько отличается от бренда к бренду. Если говорить про премиальные бренды, например про те бренды, которые есть у нас в портфеле. С 1 января мы столкнулись не с повышением цен, а с отменой программ по поддержке продаж, это эквивалент суммы примерно в 150-180 тысяч рублей. Можно говорить о том, что машины в премиальном сегменте стали дороже на такую сумму. В среднем сегменте повышение было очень незначительное с 1 января, некоторые бренды вообще не повысили цены, а повышение в некоторых брендах составило 10-20 тысяч рублей. В ближайшей перспективе мы пока не владеем информацией, что дистрибьюторы планируют дальше повышать цены, за исключением премиальных брендов. По премиальным брендам есть ожидания, что где-то в середине года, может, чуть раньше, будет очередное повышение цен примерно на 2-3%, по нашим ожиданиям».
Ранее стало известно, что с 9 января меняется расчет стоимости полисов ОСАГО. Согласно вступившему в силу указанию Центробанка, тарифный коридор расширяется на 10% — от 2224 рублей до 5980 рублей. Отмечается, что страховые компании смогут еще больше снижать тариф законопослушным водителям и увеличивать стоимость страховки для автомобилистов с повышенным уровнем рисков.