Войти в почту

ХАДИ-3 — самый маленький гоночный автомобиль

Автомобиль ХАДИ-3, получивший в народе прозвище «карандаш», представляет собой малогабаритный гоночный автомобиль экспериментальной конструкции.

ХАДИ-3 — самый маленький гоночный автомобиль
© Car.ru

Машина была занесена в книгу рекордов Гиннесса по причине сверхмалых размеров. Проведение испытаний этого автомобиля осуществлялось на пересохшем соляном озере Баскунчак в 1962 году.

В Советском Союзе демонстрировалось постоянное поощрение для любых технических инициатив. В коллективах юных техников создавались автомобили необычной конструкции. А некоторые из молодых мастеров выбирали для себя дальнейший путь, связанный с созданием автомобильного транспорта.

Кузница скорости Никитина. В СССР было единственное место, где к скорости демонстрировали подобное отношение – автодорожный институт в городе Харькове. Не один раз сконструированные там болиды, названные аббревиатурой этого учебного заведения, становились причиной переполоха в масштабах страны. Проекты учеников были совершенно непростыми, а претендовали на достижения мирового масштаба. Главным конструктором такого рода идей был Владимир Никитин.

Этот человек демонстрировал одержимость скоростью и машинами, за что был боготворим студентами и не любим преподавателями. Вторые придерживались мнения, что его рекорды отвлекают от процесса обучения, который был очень важным. Кому требуется автомобиль, который нет возможности использовать в народном хозяйстве? Вполне возможно, что он не сумел бы прижиться в институте, если бы не поддержка ректора ХАДИ. Кроме того, его поставили во главе Лаборатории скоростных исследований, которая была открыта в 1953 году. Это место прославило институт на весь мир.

Создание ХАДИ-3. В 1963 году внутри института начали распространяться слухи о том, что Никитин, в ходе студенческого дипломного проекта, ведет подготовку к принятию рекордов. Студент строил машину, относившуюся к первому классу третьей группе. Согласно регламенту, подразумевалось наличие мотора малого объема в качестве силовой установки, что, впрочем, не уменьшало надежд на постановку рекорда. Согласно плану, преимуществами машины становился низкий вес и отличная аэродинамика.

В качестве силовой установки был использован мотор от мотоцикла ESO, объем которого составлял 0.5 литра мощностью 36 л.с. Работа его осуществлялась в паре с механической четырехскоростной коробкой передач. На первый взгляд могло показаться, что этого очень мало, но снаряженная масса машины не превышала 180 килограммов. С подобным соотношением штурм рекордов не был чем-то запредельным.

Машина имела компактные размеры благодаря стремлению конструкторов получить минимальный уровень лобового сопротивления. Высота 51 см обосновывалась исключительно ГБЦ мотора, а ширина машины составляла 61 см. В кузове длиной 4 метра была возможность разместиться даже лежа.

В проекте все было построено исключительно на основе кузова. После получения настолько компактной формы свободного места для размещения всех остальных узлов почти не оставалось. Было принято решение убрать у машины подвеску, а у колес – шины. В качестве демпфера выступало непосредственно колесо, сделанное из двух стеклопластиковых половинок, которым придавалась форма блюдца.

Наиболее существенной ошибкой автора было предположение, что всего этого будет достаточно для эффективного гашения колебаний автомобиля