Компании Opel — 160 лет! Главные модели марки, начинавшей со швейных машинок
21 января 1862 года, прямо в бывшем коровнике своего дяди, Адам Опель основал небольшую компанию по производству швейных машинок. Дешёвая, но высококачественная — техника Opel быстро стала хитом в Германии, поэтому вскоре герр Адам расширил ассортимент за счёт пенни-фартингов — тех странных велосипедов с большим передним колесом. И… снова не прогадал! Жаль лишь, что главное «детище», которое будет носить его фамилию, он так и не застал: в 1898 году, стараниями жены и сыновей, на свет появляется первый автомобиль марки Opel. Остальное — история, которую мы попробуем проследить через 16 самых выдающихся машин с молнией на эмблеме.
Opel Motorwagen 10/12 PS
Создать автомобиль с нуля — задачка посложнее, чем спроектировать швейную машинку. Не говоря уже о простеньком велосипеде. Поэтому компания Opel пошла тем же путём, что и современные «игроки высшей лиги», пробующие силы в автомобильной среде — приобрела имеющееся производство. В 1899 году сыновья Адама Опеля стали владельцами автомобильного завода Фридриха Лутцмана, где в том же году началось производство машин Opel-Lutzmann. А к 1902 году они заключили соглашение с Darracq, чтобы перенять опыт французов.
Они были первыми: с каких моделей началась история автомобильных марок
Эти подготовительные работы были нужны для того, чтобы в 1902 году на автосалоне в Гамбурге дебютировал Motorwagen 10/12 PS — первый полностью самостоятельный автомобиль Opel, оснащённый двухцилиндровым Т-образным двигателем водяного охлаждения. С 1,9 литра рабочего объёма снимали 12 лошадиных сил при 2000 об/мин. Машина могла разгоняться до 45 километров в час.
По современным меркам 10/12 PS выпускался недолго — всего четыре года. Тогда его заменила модель 8/16 PS, ставшая первым Опелем, построенным на мощностях нового завода в Рюссельсхайме… который в 1911 году полностью сгорел в пожаре.
Opel Grand Prix Rennwagen
Ferrari 166 MM: редкая машина с особой историей
Хотя выражение «гоняй в воскресенье — продавай в понедельник» приписывают Энцо Феррари, эта истина была известна задолго до того, как Коммендаторе пришёл в гонки — иначе бы автопроизводители не особо этим делом и интересовались. Поскольку марке Opel тоже нужно было демонстрировать превосходство собственных машин, к 1913 году компания создала Grand Prix Rennwagen свой первый полностью заводской гоночный автомобиль.
Подготовленный для Гран-При Франции 1913 года, автомобиль обладал незатейливым внешним видом, но передовым верхнеклапанным двигателем с четырьмя цилиндрами, четырьмя литрами рабочего объёма и четырьмя клапанами на цилиндр. Уже в варианте 1913 года он развивал 110 лошадиных сил. Увы, сложный мотор оказался не особенно надёжным, и единственный заводской Opel сошёл.
Ставки сделаны: необычные автомобили с аукционов
Годом позже рабочий объём Rennwagen вырос на поллитра, появилась новая тормозная система, а главное — добавился количественный «вес» в виде трёх болидов. Но и тут выносливость подвела: лучшим результатом трио стало 10-е место Карла Йорнса. А позже началась Первая мировая война и «Больших призов» машины больше не видели. В чём же тогда их значимость?
Во-первых, все три экземпляра Grand Prix Rennwagen дожили до наших дней, что уже немалое достижение. Во-вторых, когда началась Первая мировая, два из трёх гоночных Опелей находились в Великобритании, где были захвачен армией Антанты в качестве трофеев. И уже после войны эти машины неоднократно побеждали на британских автодромах с британскими пилотами за рулём! Иронично…
Opel RAK
После Первой мировой войны компания Opel быстро оправилась от кризиса, а к 1920 году и вовсе стала крупнейшим автопроизводителем Германии, захватив почти треть рынка легковых автомобилей и наладив мощную экспортную сеть. У Фритца фон Опеля, внука Адама Опеля, было достаточно средств, чтобы вкладывать их в рекламу. Вопрос был в том, как именно можно пропиарить и без того популярные машины.
В это же время Макс Валье, один из пионеров ракетостроительной отрасли, думал над тем, как донести миру важность своих трудов. По счастливой случайности, эти два колосса инженерной мысли пересеклись и учредили линейку RAK — транспорта, оснащённого ракетной тягой. Помимо них в проекте принимали участие авиаконструктор Юлиус Хатри и специалист по пиротехнике Фридрих Вильгельм Зандер.
Самыми известными представителями линейки RAK стали автомобили-рекордсмены Opel RAK1 и Opel RAK2: первый за счёт 12 ракетных ускорителей смог развить 140 километров в час, второй — и вовсе 238, при вдвое большем числе ракетных движителей. Кроме RAK1 и RAK2, в линейку вошли три рельсовых автомобиля, подготовленных для установления наземных рекордов скорости, оснащённый шестью ракетами мотоцикл, а также самолёт, который можно считать пра-прадедушкой современных аэрокосмических шаттлов.
Наверное, программа RAK развивалась бы и дальше, если бы до Западной Европы не докатилось эхо Великой депрессии, разразившейся в конце 1929 года в Соединённых Штатах.
Opel Blitz
В то же время автогигант General Motors, впечатлённый техническим прогрессом Opel, решил, что «такая корова нужна самому»: в марте 1929 года концерн приобретает 80 процентов предприятий Opel, а к 1931 году доводит эту долю до 100 процентов. В этом временном промежутке (то есть в 1930 году) у Opel появляется один харизматичный грузовик, который, увы, у многих ассоциируется с болью и страданиями.
Не только потому, что Opel Blitz был одним из популярнейших грузовиков Вермахта в ходе Второй мировой войны, но и потому, что для его производства использовался подневольный труд. Собственно, именно последнее обстоятельство позволило General Motors получить полный контроль над Opel после войны, чтобы начать его планомерное возрождение и служение мирным целям. К 1946 году завод в Рюссельсхайме был восстановлен, и 15 июля того же года из его стен выехал первый послевоенный Opel, которым стал грузовик Blitz, презентованный американской армии.
Модель Blitz выпускалась с 1930 по 1975 год и насчитывает четыре неофициальных поколения, у которых было множество модификаций разных габаритов и грузоподъёмности. Тот самый грузовик с длинным капотом, шестицилиндровым 3,6-литровым мотором и грузоподъёмностью от трёх тонн относится к первой генерации — он продержался на конвейере с 1936 по 1954 год.
Opel Olympia
Однако в преддверии Второй мировой Opel разродился не только машиной двойного назначения, но и парой выдающихся легковушек, чья судьба, при всём внешнем и техническом сходстве, сложилась по-разному.
Прежде всего, речь идёт о модели Olympia — бюджетном седанчике, пришедшем в 1935 году на смену популярной модели 1,3 Liter. Несмотря на малопримечательную внешность, Olympia, названная в честь грядущей Олимпиады в Берлине, выделялась революционными решениями, которые в массовом сегменте тогда почти не использовались.
84-летний Opel Olympia продают в России за миллион рублей
Во-первых, кузов новинки был оформлен с учётом аэродинамики: хотя Олимпию не назовёшь стримлайнером, её крылья почти не выступают, фары интегрированы в кузов, а передок сильно наклонён для пущей аэродинамической обтекаемости. Во-вторых, модель Olympia, наравне с Citroen Traction Avant, стала одной из первых машин в мире, которая использовала несущую, а не рамную конструкцию кузова — для этого инженерам Opel пришлось освоить высокоточную сварку разных вариантов стали, а также изменить ряд производственных процессов. Но результат того стоил: благодаря несущему кузову Olympia оказалась на 180 килограммов легче предшественника при сопоставимой жёсткости конструкции.
Только с 1935 по 1940 год было продано свыше 160 тысяч экземпляров Olympia, которая, с перерывом на войну, продержалась на конвейере аж до 1953 года. За это время модель пережила два больших рестайлинга, а также обзавелась двигателем увеличенного рабочего объёма, который поднял мощность с 24 до 37 лошадиных сил.
Opel Kadett (K-38)
Вторым важным автомобилем предвоенного периода стала модель Kadett — Olympia «на минималках», которая в базовом исполнении стоила на 400 рейхсмарок меньше (2100 против 2500). Kadett, как и Olympia, получил несущий кузов и аэродинамичный силуэт с интегрированными фарами, однако оснащался простеньким 1,1-литровым мотором мощностью 23 лошадиные силы, имел более скромные габариты и совсем простенькую отделку, что и позволило прилично сэкономить на его стоимости.
Но главным отличием Kadett от Olympia стала продолжительность жизни: компактный седан выпускался лишь с 1936 по 1940 год, после чего его история закончилась… чтобы начаться заново. После войны производственные штампы и чертежи Kadett были почти полностью уничтожены, однако этого минимума и пары готовых экземпляров советским инженерам хватило, чтобы воссоздать Kadett в виде первого по-настоящему массового автомобиля СССР — Москвич-400.
И уж Москвич-400 (если считать с его «рестайлингом» Москвич-401) выпускался до 1956 года включительно, став героем множества фильмов, в том числе оскароносного «Москва слезам не верит». Даже сейчас этим машины, разменявшие седьмой (а то и восьмой) десяток лет, периодически встречаются на дорогах постсоветского пространства.
Opel GT
После Второй мировой компания Opel ещё плотнее интегрировалась в концерн General Motors, что неизбежно привело к обмену кадрами, платформами, дизайнерскими идеями. Поэтому появление в 1967 году стильного Chevrolet Corvette C3 для сотрудников Opel не стало сюрпризом. Более того — немцы вовсю готовились вывести на рынок свой «мини-Корвет»: более компактный, более проворный, более экономичный, но оттого не менее яркий и очаровательный, нежели американский.
История первого среднемоторного Corvette
Хотя модель GT дебютировала в далёком 1968-м, её помнят и любят до сих пор. Многие и вовсе склонны полагать, что оригинальный GT является самым красивым, самым драйверским Опелем в истории: чуть больше 800 килограммов снаряжённой массы, 2,5 метра колёсной базы, компактные четырёхцилиндровые моторы, смещённые вглубь этой самой колёсной базы и отточенный дизайн Эрхарда Шнелла. Не удивительно, что Opel GT пользовался успехом не только в Европе, но и в США, где его продавали через дилерскую сеть Buick.
Единственной проблемой GT была сложная логистика: кузова для машин собирались на одном предприятии во Франции, окрашивались — на другом… А ведь нужно было ещё установить двигатель, ходовую часть, салон. Если бы не это обстоятельство, то в период с 1968 по 1973 год компания Opel точно выпустила бы больше, чем 103 373 фастбэка.
Opel Diplomat V8 (B)
Если бы в 1960-е годы у Opel был свой люксовый бренд, вроде Genesis у Hyundai, в него бы вошли три модели: Kapitän, Admiral и Diplomat. А на вершине модельного ряда, подобно Genesis G90, располагался бы Diplomat — пожалуй, самый люксовый Opel из тех, что когда-либо выпускались компанией.
Представительские седаны, которые свернули не туда
Производство модели стартовало в 1964 году, но по-настоящему культовым седан стал во втором поколении, которое было представлено в 1969-м. Тому способствовали и внешность в стиле больших американских машин, и богатейшая по меркам времени комплектация (с электронно-управляемыми зеркалами и автоматической КП в базе), а также пара силовых установок, позволявших конкурировать с большими Мерседесами.
«Топовые» Admiral оснащались 5,4-литровым «смол-блоком» GM мощностью 230 лошадиных сил — а это не только волна бескрайнего крутящего момента с низких оборотов, но и характерный суховатый рык на холостых! Очень харизматичный автомобиль. Настолько, что владельцы Admiral нередко цепляли на свои машины шильдики Diplomat (благо сзади машины почти идентичны).
Хотя Admiral ушёл на пенсию в 1977 году, уступив место куда более «европейской» модели Senator, его дух прожил ещё пару лет, ведь с 1973 по 1979 год на базе Diplomat B выпускался роскошный гран-турер Bitter CD (где CD — Coupe Diplomat). Его предысторию мы как-то рассказывали.
Opel Manta
А два года назад мы отмечали 50-ю годовщину Opel Manta — заднеприводного спорткупе, который стал настоящим хитом у немецкой молодёжи. Машина была настолько популярной, настолько культовой, что про неё сняли несколько полнометражных фильмов. Пускай и низкобюджетных, с очень примитивным сценарием.
Если идеологический предшественник Manta, Opel GT, родился из идеи трибьюта Chevrolet Corvette, то Manta была продуктом добросовестной конкуренции: в General Motors знали, что Ford готовит европейский вариант Мустанга, поэтому нужно было готовить ответ — быстрый и убедительный. Формула получилась незатейливой: простенькое шасси Opel Ascona, лёгкий и жёсткий кузов, охочие до оборотов моторы — но она оказалась достаточно эффективной, что Manta стала одной из самых узнаваемых моделей Opel. Причём по обе стороны Атлантики.
В общей сложности Manta выпускалась 18 лет, пережив два поколения и перепробовав все четырёхцилиндровые двигатели, которые были у Opel в те годы. А поскольку машина создавалась для молодых клиентов, для неё предлагались горы тюнинга. В ралли Manta тоже участвовала (в престижнейшей Группе Б), но успехов своей предшественницы, Ascona 400, так и не снискала: тяжело выступать на заднем приводе да с атмосферным мотором против полноприводных турбомонстров.
Opel Kadett (D)
Пусть Olympia и имела некоторое сходство с Citroen Traction Avant, главной его особенности она была лишена — переднего привода. Ведущие передние колёса появились на машинах с «молнией» значительно позже — в августе 1979 года, когда был представлен Opel Kadett D.
Автомобили, официально признанные частью истории США
На первый взгляд, этот угловатый автомобильчик, изобилующий прямыми линиями и поглядывающий на мир большими блок-фарами, никак не тянет на революцию, однако именно он стал первой страницей в новой истории компании. Помимо переднего привода, Kadett D выделялся линейкой новых двигателей и трансмиссий, просторным салоном (несмотря на уменьшившуюся по сравнению с предшественником длину), а также Т-платформой, которая не только имела мало общего с другими машинами General Motors (в отличие от двух предыдущих поколений Кадета), но и позволяла существенно сократить издержки на производство.
После Kadett D количество переднеприводных Опелей значительно выросло: появилась Corsa, Ascona… И, конечно же, Kadett E, который не только принимал активное участие в автомобилизации государств бывшего СССР, но и вдохнул жизнь в Daewoo Nexia, прожившую аж до 2016 года. Да, в основе Нексии лежала та самая платформа Т, что применялась на Kadett D…
Впрочем, переход Кадета на передний привод вовсе не означал, что компания выбросит классическую компоновку на задворки истории — это произойдёт намного позже. А до того времени Opel создаст автомобиль, который будет обожаем и в Западной, и в Восточной Европе. Автомобиль, на котором, с высокой долей вероятности, ездил каждый, кто читает эти строки и уже отпраздновал 30-ю годовщину. Автомобиль, который оказался настолько гармоничным, что получил престижную премию «Европейский автомобиль года» в 1987 году.
Omega A. Автомобиль, на разработку которого компания Opel потратила больше 2 миллиардов немецких марок. Один из самых аэродинамичным седанов своего времени (коэффициент лобового сопротивления — 0,28), который отличился четырёх- и шестицилиндровыми моторами на любой вкус, но и рядом передовых по меркам времени решений, вроде охлаждаемого бардачка, цифровой приборной панели, бортового компьютера и системы самодиагностики. А ещё оригинальная Omega могла быть быстрой. Очень быстрой.
Автомобили, в которых сложно распознать родственников
В 1989-м, спустя два года после дебюта обычной Омеги, появилась версия Lotus Omega, которой было суждено стать самым быстрым серийным седаном своего времени. Оснащённая битурбированной «шестеркой» 3.6 мощностью 382 лошадиные силы, она набирала сто километров в час за 5,3 секунды (что идентично куда более современной BMW M5 в кузове Е39) и могла разгоняться до 285 километров в час. Для сравнения: Porsche 911 Turbo S того времени был лишь на пять километров в час быстрее…
Тираж Lotus Omega ограничился лишь 950 экземплярами, которые сейчас являются коллекционной ценностью. Так что современный ценовой охват Omega A очень широкий: от нескольких сотен долларов до десятков, сотен тысяч.
Opel Calibra
Если Omega A по части аэродинамики была выдающимся автомобилем, то наследник Manta, купе Calibra — образцово-показательным. Коэффициент лобового сопротивления купе составлял 0,26, что делало его самым обтекаемым серийным автомобилем в мире вплоть до появления в 1999 году Honda Insight. Миру понадобилась декада, чтобы создать нечто более аэродинамически выверенное.
Конечно, Calibra не была лишена недостатков: покупатели были недовольны передним приводом, мягковатой подвеской и возросшей по сравнению с Manta массой. Но обширная линейка моторов — как четырёх-, так и шестицилиндровых — чарующая внешность и быстро подоспевшая полноприводная трансмиссия быстро растопили сердца фанатов марки, что привело к популярности модели в очень конкурентной нише: в период с 1989 по 1997 год было выпущено 239 118 экземпляров Calibra.
Учитывая продуманную аэродинамику, яркую внешность и молодёжное позиционирование, было бы удивительно, если бы Calibra не подалась в автоспорт. Она принимала участие в ралли, кольцевых гонках, в том числе в немецком кузовном чемпионате DTM. Но, увы, особых успехов не снискала.
Opel Astra GSi
На этом месте могла бы оказаться или Calibra, или Kadett GSi, или любой иной Opel с 16-клапанной рядной «четвёркой» С20ХЕ, но мы остановимся на Opel Astra GSi — как одном из первых представителей «новой волны» горячих хэтчбеков. Тех, что разменяли часть нерафинированного драйва на повседневный комфорт и практичность.
Но не растеряли запала в «сердце». Чем же примечателен С20ХЕ — двигатель семейства Ecotec, кроме как чугунным блоком, неплохой по меркам времени удельной мощностью (156 лошадиных сил с двух литров рабочего объёма) и характерной клапанной крышкой красного цвета? Главным образом — лёгкостью модификаций и «свапа», за счёт чего мотор пользовался огромной популярностью у автоспортсменов во всём мире. На российских гоночных машинах этот мотор тоже использовался.
Объявлены сроки появления новой Opel Astra в России
Помните славные времена, когда Lada 112 и Priora выступали в WTCC? Именно опелёвским мотором были оснащены эти кольцевые монстры, которые развивали около 300 лошадиных сил. И это без каких-либо турбонагнетателей и компрессоров! Кстати, омологационная модель для гонок, мелкосерийный ВАЗ-21106, тоже комплектовался С20ХЕ — пускай и в базовом 156-сильном варианте.
Opel Speedster
Если бы среди серийных моделей Opel нужно было выделить самые странные и нестандартные, то спорткар Speedster точно вошёл бы в первую пятёрку. Ближайший родственник недавно отправившегося на пенсию Lotus Elise, Speedster на короткое время стал имиджевой моделью Opel, и сейчас стремительно растёт в цене как раритет.
Эффектный родстер появился «в странный период жизни» обеих фирм: компании Lotus требовались финансы для создания Elise второго поколения, а Opel — автомобиль, который бы напомнил о славном спортивном прошлом. Вспомнив об успешном проекте Lotus Omega, стороны заключили договор: Opel даёт ресурсы на создание нового шасси, а Lotus даёт возможность его использовать — пускай и с поправками на дизайн и силовые агрегаты.
Автомобили совсем без крыши: спидстеры
Так у Opel появился свой лёгкий среднемоторный спорткар, который в начале жизненного цикла комплектовался 147-сильным 2,2-литровым мотором Z22SE, а в конце — 200-сильным двухлитровым Z20LET. С последним Speedster демонстрировал динамические показатели, которые и сегодня не кажутся зазорными: первая сотня километров в час покорялась Опелю спустя 4,7 секунды, а максимальная скорость достигала 242 километров в час.
Жизнь Speedster продлилась недолго, с 2000 по 2005 год, так как спрос оказался ниже ожидаемого: не каждый клиент Opel мог отдать 63 500 марок за автомобиль без электростеклоподъёмников, климат-контроля и даже без ковриков на полу. Поэтому тираж родстера оказался скромным — 7207 экземпляров.
Opel Zafira OPC
Что общего у Opel Zafira первого поколения и описанного выше Opel Kadett D? Помимо заурядной внешности и семейной ориентированности — та самая платформа Т, пускай и сильно модифицированная. Но есть и принципиальные отличия: например Kadett D точно не помогало разрабатывать технологическое подразделение Porsche, известное в миру как Porsche Engineering. А ещё у Кадета не было по-настоящему заряженной версии, которая, вопреки здравому смыслу, была у Зафиры.
Но петролхэды были только рады получить в своё распоряжение минивэн, который разгонялся до 100 километров в час за 8,2 секунды, а на автобане мог поддерживать скорость до 220 километров в час! На момент своего появления, в феврале 2001-го, Zafira OPC была быстрейшим серийным вэном на планете. И пускай переднеприводный спорткар страдал от недостаточной поворачиваемости, взрывной характер 192-сильного турбомотора моментально заставлял забыть о специфичной управляемости.
Семья в шоке: самые дикие минивэны
Во втором поколении Zafira OPC управляемость подтянули — как и мощность, которая выросла до 240 лошадиных сил. Было бы неправильно не воспользоваться такими возможностями на практике, поэтому Opel вывел Zafira OPC на Нюрбургринг, где та показала время 8 минут и 54 секунды. По нынешним меркам это полторы вечности, но в начале 2000-х в этой лиге выступали лучшие горячие хэтчбеки и даже некоторые спорткары. Например Mini Cooper S проезжал «Зелёный Ад» на секунду дольше.
Opel Insignia
Едва ли Insignia претендует на звание сколько-нибудь революционного автомобиля. Однако эта элегантная модель появилась именно тогда, когда Opel нуждался в чём-то свежем, ярком, вдохновляющем. Кажется, что именно после неё Opel переживает какое-то второе рождение, закрепить которое — прямая обязанность концерна Stellantis в целом и крыла PSA (Peugeot-Citroen) в частности.
Новый Opel Insignia станет гибридным кроссвэном
К непосредственным заслугам Инсигнии, сменившей в модельном ряду Вектру, можно отнести возвращение в лигу «300+ л.с.» (вместе с версией OPC и её 3,6-литровым мотором), гордое звание «Европейский автомобиль 2009 года», а также популярность на всех континентах (пускай и под разными именами, включая Buick). Хочется верить, что в новом, «электрическом» мире, молния на эмблеме сыграет для марки роль талисмана.
С юбилеем, Opel! /m
Посмотрите на эмблему Opel из пятисот машин, составленную в России