Как далеко может проехать электромобиль зимой?
В 2021 году продажи новых электромобилей в России, по данным аналитического агентства «Автостат», выросли в 3,1 раза, до 2254 машин, а продажи подержанных электромобилей в стране за минувший год выросли на 69%, до 9070 машин. Среди новых электромобилей лидируют модели Tesla, Porsche и Audi, тогда как на вторичном рынке доминируют Nissan, Tesla и BMW.
Лидерами по продажам новых электромобилей стали 10 регионов России, на которые приходятся 80% всех машин с электрическими силовыми установками — это Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, Свердловская область, Татарстан, Новосибирская область, Приморский край, Пермский край и Ростовская область. Южных регионов среди них не так много, поэтому возникает закономерный вопрос — как далеко можно уехать на электромобиле зимой, например, в Сибири?
Оптимальным диапазоном для эксплуатации литий-ионных батарей, которые составляют львиную долю аккумуляторов современных электромобилей, считается температура от +10 до +20 градусов тепла (при этом сам аккумулятор может переносить от -40 до +60). Всё, что выше и тем более ниже — сказывается на запасе хода в меньшую сторону. Связано это в первую очередь с необходимостью в мороз отапливать салон и тратить энергию батареи не только на создание комфортной температуры внутри электромобиля, но и на поддержание оптимального температурного режима аккумулятора.
Tesla Model SФото: Taina Sohlman / Adobe Stock
Для того, чтобы повысить автономность электромобиля при минусовой температуре на улице, важно постоянно держать машину подключённой к розетке и в идеале парковать электромобиль не на улице, а на крытой стоянке. Лучше, если она будет отапливаемой, но даже просто закрытое помещение уже лучше, чем хранение в снегу на пронизывающем ветру. На морозе сначала надо будет прогреть батарею, а затем уже пойдёт заряд аккумулятора и это надо иметь ввиду — при каждой возможности лучше подключаться к зарядке.
Но в любом случае зимой вы без подзарядки ни на одном электромобиле не проедете столько же, сколько и летом. Весь вопрос в том, сколько в автономности вы потеряете. На подержанном электромобиле пробег сократится сильнее, чем на новом. Если электромобиль хранится на тёплой стоянке, то он проедет больше, чем тот, что всю ночь мёрз на улице. Чем более ёмкая батарея на электромобиле, тем дольше он сможет двигаться между подключениями к розетке.
Хотите конкретных цифр? Увы, их не будет — слишком многое переменных. Какой электромобиль, какая погода, какие условия хранения и стиль вождения — всё это и многое другое влияет на запас хода. Но примерно представить, на какой километраж вы можете рассчитывать без подзарядки, позволяет исследование Норвежской автомобильной федерации Norges Automobil-Forbund. Климат в этой скандинавской стране близок к российским северным регионам, а электромобилей в Норвегии давно уже занимают лидирующие позиции в рейтингах продаж.
Как отмечают в Norges Automobil-Forbund, от заявленного по циклу WLTP (один из трёх основных наряду с NEDC и EPA мировых стандартов испытаний автомобилей) запаса хода при минусовой температуре в среднем надо отнимать 20% дистанции. У каких-то электромобилей автономность может упасть всего на 10%, а у каких-то запас хода сокращается сразу на 60%!
Результаты испытаний Американской автомобильной ассоциации ещё менее оптимистичны. По данным American Automobile Association, на морозе в среднем запас хода электромобилей сокращается сразу на 40%. Если вы пользуетесь мультимедиа, подогревами сидений, руля, зеркал и стёкол, на крыше у вас сугроб или дополнительный багажник, а сам электромобиль ночует на улице, то проедете вы от розетки до розетки ещё меньше. При этом жара не так губительно сказывается на автономности — при +35 запас хода сокращается менее чем на 20%. И да, если не пользоваться климатической системой, то пробег вырастет и на морозе, и на жаре, но вот стоят ли того дрожь от холода и потоки пота от палящего солнца?
Популярность электромобилей в России растёт и если вы готовы, учитывая все нюансы, отказаться от двигателя внутреннего сгорания в пользу электромотора, то делать это можно уже сейчас. Но всегда стоит держать в голове одно — в минусовую температуру, отправляясь в поездку, морально готовьтесь проехать между подзарядками как минимум на 20%, а то и вполовину меньше, чем обещают паспортные данные вашего электромобиля.
Морально готовьтесь проехать между подзарядками как минимум на 20%, а то и вполовину меньше, чем обещают паспортные данные вашего электромобиляФото: Сергей Бельский / Adobe Stock