Как подорожание машин отразится на рынке такси?

Желающим купить машину лучше делать это сейчас, пишет «Российская газета» со ссылкой на опрос экспертов и участников рынка. По их оценкам, автомобили дорожают и предпосылок к стабилизации цен пока нет.

Как подорожание машин отразится на рынке такси?
© BFM.RU

За последние пару лет машины подорожали вдвое. В такси машина «убивается» за три года, накатав за это время около 300 тысяч километров. Соответственно, парк нужно обновлять. У многих как раз подходит срок. А работать на старой получается не у всех — агрегатор может отказать, ссылаясь именно на возраст авто. У водителей такси два варианта: купить новую машину в кредит или арендовать у парка или даже частного инвестора, вложившегося в такой бизнес. Раньше это даже приносило неплохую ренту. Купил десять машин по миллиону, сдал и живи как рантье. Сейчас это уже не работает. Пока не обновляет парк даже профучастник рынка, владелец такси «Русская тройка» в Подмосковье Максим Куранцев. И доступно объясняет почему:

Максим Куранцев владелец такси «Русская тройка» в Подмосковье «В 2019 году я Skoda Rapid покупал за 700 тысяч приблизительно, сейчас нельзя купить даже за цену вдвое дороже. Путем нехитрой математики можно посчитать, что водитель должен платить где-то в два раза больше. В этом году я сам еще не покупал. Машину, Rapid, например, двухлетнюю, сегодня сдают в аренду из расчета где-то две тысячи в день при каждодневной оплате, то есть водитель семь дней в неделю платит. Не дороже, это максимум цен, которые есть в Москве и в Московской области. Большинство сдает либо по такой цене, либо чуть-чуть дешевле. Считайте, машина сейчас новая стоит 1,2 млн — это минимум, за который можно что-то купить. Если бы я купил новую машину в этом году, я бы, наверное, не смог ее сдать, чтобы это было прибыльно. Не понимаю, как это сделать».

Продать старую машину и купить новую не вариант. С учетом растущей прозрачности рынка машину, работавшую в такси, вычислить не так сложно, и незаметно скрутить пробег сейчас почти нереально. Соответственно, машины «из-под таксиста» продаются буквально за копейки.

У водителей такси остается второй вариант: взять кредит. И берут, несмотря ни на что, говорит водитель такси, блогер, автор в телеграм-каналe Protaxi Егор:

«Машин на линии меньше не становится, наоборот, становится больше. [Число] желающих заработать в такси прибывает с каждым днем. Сейчас массово раскупают Hyundai Solaris по цене от 1,4 млн до 1,8 млн. Для Москвы это автомобиль класса только эконом, а в регионах может возить и комфорт. И раз их массово раскупают, значит, умудряются выплачивать кредит. Я так понимаю, что берут просто на больший срок, лет на пять, поэтому автомобили в дефиците. Несмотря на высокую цену, купить машину из наличия практически невозможно».

По идее, и цена поездки за последние два года должна вырасти вдвое. Ведь дорожают не только машины: бензин, запчасти, мойка, страховки и так далее. Но любой пользователь такси видит, что цены растут непропорционально. На чем же экономят агрегаторы? Версия генерального директора Vector Market Research Дмитрия Чумакова:

Дмитрий Чумаков генеральный директор Vector Market Research «Агрегаторы по ряду направлений, поездок, регионов работают с более низкой маржинальностью для того, чтобы увеличивать свою долю рынка. Уровень заработной платы скорее относится не к тем элементам, которые снижаются, но к тем, которые не растут с такой скоростью, как, например, стоимость новых автомобилей. Я думаю, что компании пытаются сэкономить на определенных маркетинговых историях за счет того, что они стараются обеспечить более эффективные маркетинговые коммуникации».

Но если просто посмотреть в окно и оценить количество автомобилей, оклеенных в пленку агрегатора того или иного бренда, создается ощущение, что и с конкуренцией на этом рынке скоро будет покончено.