Войти в почту

Электромобиль: покупать или подождать?

Ситуация на рынке

В 2021 году в мире были проданы более четырех миллионов электромобилей и еще примерно два миллиона подзаряжаемых гибридов. В сумме это примерно двукратный рост по сравнению с 2020-м, и более чем в 10 раз больше, чем в 2016-м.

И объемы продаж, и их динамика сильно варьируются по регионам. В Европе продано 1,33 миллиона «автомобилей с батареями», на 66% больше, чем годом ранее, в Северной Америке 735 тысяч, рост без малого в два раза, а вот в Китае спрос на электромобили вырос на 155% — и эта страна сейчас лидер по продажам электромобилей, ее доля более половины глобального рынка! Шесть из десяти самых продаваемых электромобилей в мире — китайские. Правда, они практически не экспортируются за пределы страны. Но кое-какие китайские электромобили все-таки продают за пределами страны — Tesla уже выпускает там Model 3, и из выпущенных в КНР 270 тысяч таких машин 120 тысяч были экспортированы.

Сейчас электромобили составляют примерно десятую часть от общих продаж автомобилей. Это больше, чем 6% в 2020-м, и очевидно, доля электромобилей будет расти и дальше. В 2025 году планирует ввести запрет на регистрацию новых легковых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) Норвегия. С 2030 года к ней должны присоединиться Швеция, Дания, Нидерланды, Германия, Словения, Ирландия и Израиль, в 2040 году еще несколько стран Европы и, возможно, Китай. В некоторых государствах и отдельных городах предполагается введение запретов еще и на эксплуатацию автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Так что у покупателей в этих странах просто не будет выбора — желающие получить классический автомобиль будут ограничены покупкой подержанного.

Такие меры стимулируют выпуск электрических автомобилей. Выбор моделей быстро расширяется за счет их удешевления. Ранее электромобили были представлены в основном дорогими моделями. Речь идет о брендах премиум-сегмента, — Audi e-tron (в России — от 6 610 000 рублей), Porsche Taycan (от 8 380 000 рублей). Да и Tesla S тоже стоит довольно дорого (сейчас от 94 990 долларов): в числе ее конкурентов Mercedes-Benz S-класс и Audi A7.

Но теперь появляется все больше более скромных моделей. В 2021 году основной объем продаж Tesla составили компактные и соответственно относительно недорогие Model 3 (от 44 990 долларов) и Model Y (от 58 990). Доступным электромобилем был и остается Nissan LEAF — сейчас в Германии он стоит от 29 990 евро, то есть на уровне аналогичного хэтчбека с ДВС. В России самый доступный электромобиль — китайский JAC iEV7S, стоимостью 2 799 000 рублей.

В середине января 2022 года снизилась ценовая планка и для премиальных брендов — российские дилеры MINI начали прием заказов на электромобиль MINI Cooper SE. Цены на эту модель начинаются с 3 600 000 рублей, что на 1 460 000 рублей больше, чем за близкую по динамическим характеристикам модель MINI Cooper S с бензиновым двигателем 2,0 л/192 л.с. Однако владелец сможет сэкономить на техобслуживании — оно бесплатное в течение трех лет или 60 000 км пробега. Кроме того, на официальном сайте есть калькулятор, который рассчитывает экономию по сравнению с бензиновой версий — например, при среднем пробеге 50 км в день владелец MINI Cooper SE сбережет более 60 000 рублей, которые владелец модели с ДВС. производство для России начнется в марте, и всего в РФ в этом году планируется поставить не более 250 MINI Cooper SE.

MINI Cooper S. Фото: bmwgroup.com

Это если говорить о новых автомобилях. Кроме того, за время отсутствия пошлин в Россию привезли некоторое количество подержанных электромобилей преимущественно из Японии. Цена зависит от возраста и состояния, некоторые можно купить и за 500 тысяч рублей.

Это если говорить о новых автомобилях. Однако за время отсутствия пошлин в Россию привезли некоторое количество подержанных электромобилей преимущественно из Японии. Цена зависит от возраста и состояния, некоторые можно купить и за 500 тысяч рублей.

Золотое время

С точки зрения европейского покупателя, сейчас, возможно, лучшее время для того, чтобы пересесть с традиционного автомобиля на «электричку».

При этом эксплуатация электромобиля обходится дешевле как за счет дешевизны электроэнергии (а иногда есть возможность заряжаться и бесплатно), так и благодаря меньшему объему и стоимости технического обслуживания — например, не нужно ежегодно менять моторное масло. Вместе с ростом количества «электричек» в парке расширяется инфраструктура для них — появляется больше зарядных станций, мастерских по обслуживанию, точек продаж.

Кроме того, во многих странах стимулируют покупку электромобилей — в Норвегии они получают существенные таможенные льготы, в других странах налоговые вычеты. В России до 1 января 2022 года электромобили не облагались пошлинами, и это привело к утроению продаж новых электромобилей в 2021 году — в РФ были проданы 2254 новых электромобиля.

Пока они далеки от того, чтобы стать серьезными конкурентами автомобилям с ДВС — их доля составляет мизерные 0,14% в общих продажах. А вот в Норвегии, которая давно лидирует по спросу на электромобили, их доля рынка в 2021 году превысила 65%.

Надо иметь в виду, что льготы не будут вечными. В России ограничились возвращением пошлины — очевидно, для стимулирования внутреннего производства перспективного транспорта. Напомним, что в прошлом году была принята программа развития электротранспорта в стране. Законодатели других стран тоже обеспокоены возможным снижением доходов бюджета при переходе на электропривод. Британские парламентарии предлагают заменить акциз и НДС, которые сейчас входят в стоимость топлива (их доля составляет примерно половину розничной цены) на налог, исчисляемый в зависимости от пробега транспортного средства. Налоги, которые платят автомобилисты, даже в 2020 году со всеми его ограничениями, составили 3,3% налоговых доходов казначейства Ее Величества.

Nissan LEAF — одна из самых популярных «электричек» в России. Фото: Wikimedia Commons

Чтобы снять сливки особого положения электромобилей, имеет смысл приобретать их уже сейчас. Оптимальный вариант — организовать возможность для зарядки дома или на работе, это позволит реализовать все достоинства электромобиля и минимизировать проблемы. Конечно, многое зависит от региона и режима эксплуатации — например, в Крыму с ремонтом электромобилей возникают проблемы просто в силу того, что их там мало, и, соответственно, нет спроса на такую услугу. И дальние поездки по России, в отличие от Европы или США, необходимо планировать так, чтобы на маршруте была возможность зарядить аккумулятор. А в зимнее время электромобиль вряд ли подойдет в качестве транспорта для выезда за город.

Кто производит электрокары

Больше всего электромобилей выпускают в Китае, но на российском рынке продукция из Поднебесной практически не встречается, кроме разве что уже упомянутого JAC. В 2021 году лидером по продажам среди новых электромобилей в России стала Tesla, хотя официальных дилеров у нее в России нет. Тем не менее у нас были поставлены на учет 736 Tesla, в основном Model 3 и Model Y. Второе место занял Porsche c единственной моделью Taycan (581 штука). Третье место — у Audi.

Tesla — крупнейший и самый известный производитель электромобилей. В 2021 году компания Илона Маска почти удвоила производство, с 509 737 до 930 422 единиц.

Зарядные станции Tesla. Фото: Tesla

Сейчас рынок электротранспорта активно осваивают производители традиционных автомобилей. Они вынуждены разрабатывать собственные электромобили для замены ДВС, ведь после введения запретов на ДВС продавать их уже не получится. И если раньше автопроизводители обычно начинали с электрификации существовавших моделей, то теперь они выходят на следующий этап — создание электромобилей с чистого листа. Но пока количество проданных ими электромобилей даже меньше, чем в среднем по рынку.

Например, марка Volkswagen в 2021 году выпустила 369 тысяч автомобилей с батареями, на 73% больше, чем в 2020-м. Из них 263 тысяч «чистые» электромобили, а остальные — подзаряжаемые гибриды. Новейший кроссовер Volkswagen ID.4 появился на рынке в январе 2021 года, и занял четвертое место по глобальным продажам — его купили 122 тысячи человек. Почти 50 тысяч из них — в Китае.

Audi продала 81 894 электромобилей, на 58% больше, чем годом ранее. Но это лишь 5% от общего выпуска автомобилей Audi.

BMW за счет более разнообразного модельного ряда электрических моделей, обошла Audi — 103 855 электромобилей, примерно вдвое больше, чем в 2020-м. Это чуть более 4% общих продаж.

Mercedes-Benz Group (так с первого февраля 2022 года называется «легковая» часть бывшего концерна Daimler AG) в 2021 году продала 48 936 электромобилей, на 155% больше, чем в 2020. С учетом подзаряжаемых гибридов продажи «машин на батарейках» с трехлучевой звездой составили 227 458 единиц. Это 11% общего объема продаж Mercedes-Benz, так что им еще есть куда расти.

Минусы электромобиля

Как и все новое, электромобили интегрируются в нашу жизнь не без сложностей. Некоторые проблемы постепенно решаются, причем рост количества электромобилей ускоряет их решение — развитие сети зарядных станций и сервисов не имело смысла при небольшом их количестве, но теперь ситуация постепенно налаживается, хотя и неравномерно. Однако даже в Москве, где электромобилей относительно много, до сих пор нет достаточно надежных источников информации о расположении и режиме работы зарядных станций. Их гораздо проще построить, чем автозаправочную станцию, однако еще проще их отключить или закрыть. Они принадлежат разным организациям, вплоть до МГТС, и для подключения к ним нужно быть зарегистрированным пользователем. Хотя и это не гарантирует успеха — иногда зарядку должен запускать оператор по заказу подключившегося клиента, но сделать это просто не получается.

Есть и психологические сложности — водители обычных автомобилей не понимают, почему стоять рядом с зарядкой им запрещено и занимают место, предназначенное для электромобиля.

Скорее всего, ситуация в этой области будет исправляться. Но пока самый эффективный способ эксплуатации электромобиля — иметь гарантированную точку зарядки, что оптимально сочетается с собственным домом или гаражом с достаточно высокой подведенной мощностью. Бытовая электропроводка рассчитана на не очень высокую силу тока, и от обычной розетки современный электромобиль может заряжаться очень долго. К тому же организация зарядки в многоквартирном доме по действующим российским нормативам — очень непростая и дорогостоящая задача.

«Свое» место для зарядки исключает и еще одну проблему — разнообразие разъемов и параметров зарядки. Они разные даже в пределах одной страны, например США и Японии. А поскольку в России значительная часть электромобилей ввозится не через официальных дилеров, разнообразие разъемов у нас максимальное, и это затрудняет унификацию зарядной сети. В некоторых случаях можно использовать переходники, а в некоторых нет.

Существует также риск самовозгорания аккумуляторных батарей. Он невелик — такие случаи единичны, но они все-таки не исключены, а гасить электромобиль очень непросто. В Нидерландах пожарные погрузили задымившуюся BMW i8 в контейнер с водой на 24 часа, чтобы гарантированно предотвратить возгорание. В России до 2017 года была вообще запрещена зарядка электромобилей в закрытых помещениях и под навесами.

Многие покупатели выбирают электромобили для снижения ущерба окружающей среде, и в этом случае они задумываются о том, что происходит с отслужившей свое аккумуляторной батареей. Как показывает опыт эксплуатации, деградация батарей происходит гораздо медленнее, чем предполагали расчеты. Производители электромобилей намеренно ограничивают степень их заряда и разряда, чтобы продлить срок их службы. В итоге, например, Tesla нуждается в замене аккумулятора примерно через полмиллиона километров пробега. На такой пробег современный автомобиль с ДВС просто не рассчитан, и уж точно потребует серьезного ремонта. Вопрос об утилизации батарей производители обсуждают с момента начала выпуска электромобилей — и обещают организовать их вторичное использование, например, в качестве домашних накопителей энергии. Утилизация аккумуляторов с их разборкой возможна, но пока не реализована в промышленных масштабах — их просто слишком мало на рынке. Проблема в том, что в случае неисправности утилизировать их может только сертифицированная организация (по крайней мере, таковы правила ЕС), а их немного.

Что будет

Пока в России электромобили занимают две почти противоположные рыночные ниши. Первые покупают ради экономии — обычно это подержанные Nissan LEAF из Японии. Их используют в регионах с дешевой электроэнергией, например, в Иркутской области. Вторые — новейшие модели престижных марок, такие как Porsche Taycan, Audi e-tron, Jaguar I-PACE или та же Tesla. На них ездят в основном столичные жители. Их, конечно, радует экономия на транспортном налоге и плате за парковку, которая для электромобилей бесплатная. Это достаточно существенный фактор, особенно для Москвы, учитывая, что в 2022 году стоимость парковки в центре выросла до 450 рублей в час днем и 200 рублей с 21:00 до 8 утра.

Несмотря на все сложности нет сомнения, что производство электромобилей будет расти. Крупнейшие автогиганты не могут позволить себе терять рынок, и постепенно будут заменять бензиновые и дизельные модели на электрические. Даже если запреты на регистрацию новых автомобилей с ДВС будут отодвинуты или смягчены, спрос на электромобили уже растет и будет расти. В России по самым оптимистичным для электромобилей прогнозам их доля в парке в обозримом будущем не превысит 10% парка. Но свое место они займут.