Сборка российских автомобилей в Запорожье прекратилась
Производство машинокомплектов Lada для нужд Запорожского автомобильного завода (ЗАЗа) остановлено, о вероятном возобновлении выпуска комплектующих для ЗАЗа руководство автогиганта не сообщает. Об этом "Газете.Ru" рассказали два источника на предприятии в Тольятти. Собеседники отмечают, что проблемы с отгрузками в Запорожье были и ранее в связи с тем, что в Тольятти не хватало комплектующих для собственных нужд. "Сейчас на Украину точно ничего не производим", - рассказал один из работников автозавода. Украинский сайт марки Lada в настоящее время не работает. По состоянию на середину 2021 года, на Украине действовало 39 дилерских центров российской марки (семь из них в Киеве). Крупноузловая сборка автомобилей Lada на ЗАЗе была налажена в 2020 году после многолетнего перерыва. Благодаря этому компании, входящей в автомобильную группу "Укравто" украинского бизнесмена Тариэла Васадзе, удалось обойти высокие таможенные пошлины на российскую продукцию. Модельный ряд "АвтоВАЗа" был представлен на украинском рынке четырьмя машинами - седаном Vesta и универсалом Vesta SW Cross, седаном и лифтбеком Granta, хетчбэком XRay. Также в 2020 году на ЗАЗе была налажена сборка автомобилей Renault, а в феврале 2021 года стартовал выпуск седанов Kia Rio и хетчбэков Kia Rio X. В России эти автомобили производятся на заводе "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР) в Санкт-Петербурге. По данным аналитического агентства "Автостат", в 2021 году на Украине было реализовано 1,9 тыс. автомобилей Lada – в 2,7 раза больше, чем годом ранее. Каждый четвертый из них – Lada Granta. Выпускали на Украине и автомобили "Группы ГАЗ" - грузовики "Газель Бизнес" были локализованы местным дистрибьютором под самостоятельным брендом HDC в начале 2020 года, после введения украинским правительством запрета на импорт автомобилей российского производства. "Газета.Ru" обратилась на "АвтоВАЗ" с вопросами об остановке поставок машинокомплектов Lada для украинского рынка и их возможном возобновлении, на момент публикации материала ответ в редакцию не поступил. Без ответа остались и вопросы, адресованные в пресс-службу "Группы ГАЗ" об объемах поставок в эту страну. В пресс-службе "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР) также оставили без ответа вопросы о нынешнем состоянии производства и поставок машинокомплектов для украинского рынка. При этом сам завод ХММР простаивает со вторника, 1 марта. "В период с 1 по 5 марта завод ХММР временно приостановит производство в связи с нехваткой комплектующих за-за продолжающихся глобальных логистических перебоев в поставках автокомпонентов. ХММР планирует возобновить производство 9 марта", - сообщили "Газете.Ru" в пресс-службе предприятия. Завод периодически сталкивается с перебоями в поставке автокомпонентов, начиная с конца 2020 года, уточнили в ХММР. С технической точки зрения возобновление производства на ЗАЗе автомобилей тех же марок и моделей, что выпускались там ранее, возможно в течение нескольких дней, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. "Если завод в нормальном состоянии, нет никаких сложностей в том, чтобы возобновить там производство Lada или любой другой марки, подходящей по габаритам конвейера, - объясняет Бургазлиев "Газете.Ru". – Правда, сейчас присутствие этой марки на Украине вряд ли вероятно". Впрочем, решение все равно зависит не от "АвтоВАЗа", а от Renault, добавляет эксперт. С точки зрения технологии производства на перезапуск той же модели с теми же комплектующими может потребоваться порядка 3-5 дней, главным образом для подготовки системы окраски, переналадка на другую модель может занять от недель до месяцев, поясняет он. Гендиректор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков полагает, что сборка Lada на ЗАЗе в обозримом будущем невозможна. Ранее "Газета.Ru" сообщала, что "АвтоВАЗ" поднял розничные цены в зависимости от модели на сумму до 250 тыс. рубл.