Войти в почту

«Придется перевести логистику в обход санкций, через Китай»: бизнес продолжает рассказывать о возникших проблемах

Business FM попросила российских предпринимателей рассказать о последствиях ограничений, с которыми они столкнулись.

«Придется перевести логистику в обход санкций, через Китай»: бизнес продолжает рассказывать о возникших проблемах
© BFM.RU

Сергей Леонтьев, Москва, владелец компании «Московское бюро переводов-онлайн»:

«Большая часть наших исполнителей, переводчиков, находилась в странах СНГ, в частности в Украине. Там более развиты языковые школы, более доступные ценовые сегменты для нас как для заказчиков. У нас возник дефицит рабочей силы, некоторые отказываются — у них просто перестал работать интернет, кто-то просто не может находиться в безопасности, кто-то из-за принципиальных соображений пишет, что мы не готовы работать с российскими контрагентами. Мы сотрудничали как с физическими лицами, конкретными переводчиками, дипломированными, так и с юрлицами, это бюро переводов, находящиеся в Украине. Все переводчики в принципе чувствуют ситуацию на рынке, естественно, будет удорожание стоимости их услуг, соответственно, будет либо уменьшение нашей маржи, либо удорожание стоимости оказания услуг для наших клиентов. Конечно, есть и некоторое программное обеспечение, разработчики находятся в Украине, и фактически бизнес их находится в Украине. Например, это Alisa TM, Translation Memory, они находятся в Украине, и как раз-таки сотрудничество с ними для российских контрагентов тоже будет затруднено».

Павел Соколов, Санкт-Петербург, основатель компании JetHome, которая производит контроллеры для «Умного дома»:

— У нас своя собственная линия, которая автоматически паяет микросхемы на платы. Основная проблема возникает при ввозе микросхем в Российскую Федерацию, что на каждую микросхему, которая теоретически содержит шифрование, даже самая простая, то есть гражданского назначения — Bluetooth, Wi-Fi и так далее, на нее требуется так называемая нотификация ФСБ. Это некое уведомление ФСБ о шифровальных криптографических средствах этих микросхем или процессоров. Для того, чтобы это получить, нужно предоставить апостилированную доверенность от производителя микросхемы, зарегистрировать на основании этой доверенности нотификацию в ФСБ, весь процесс занимает примерно два-три месяца. Сейчас было бы очень своевременно, если бы на ввоз микросхем для российских производителей электроники как минимум временно отменили нотификации ФСБ. Их требует таможня при ввозе.

— А вы откуда возите?

— На данный момент мы заказывали микросхемы с зарубежных сайтов, напрямую от производителей, в частности это компания Access Instruments, с их сайта, это американская компания. Все эти микросхемы, я подозреваю, в будущем можно купить будет через Китай в обход санкций, но документ в виде доверенности от производителей микросхем уже достаточно сложно будет получить по понятным причинам. На данный момент у нас есть некий запас микросхем, то есть на два-три месяца, и мы пока работаем. Думаем о будущих поставках, что придется перевести ту логистику, которая была напрямую от производителей, например, в обход санкций, через Китай.

Владислав Смирнов, Московская область, генеральный директор компании «Оман». Его компания 20 лет продает стройматериалы — лестницы и двери, работает с польским и чешским заводами, а также с «Леруа Мерлен»:

«На сегодняшний момент мы имеем задолженность перед нашими поставщиками порядка нескольких сотен тысяч долларов. Как правило, это была отсрочка платежа, мы брали товар, но большую часть товара отдавали в торговые сети, торговые сети нам платили с отсрочкой порядка 90 дней, ну, соответственно, через это время мы возвращали деньги нашим поставщикам. Сейчас столкнулись с такой проблемой, что курс у нас был заложен старый, а рассчитываться нужно уже по новому курсу в евро. Какое решение мы предложили нашим поставщикам — мы замораживаем все кредиты, мы оставляем все наши долги, которые были под 5% годовых. И частями пытаемся их погасить. Всю новую продукцию мы попросили их отгружать нам по предоплате. Сейчас они думают над этим предложением, но поляки уже сказали, что частично согласны, в ближайшую неделю у нас будут с ними переговоры на эту тему. Практически половину сотрудников мы отправили в отпуск за свой счет до прояснения ситуации. Я бы не назвал это увольнением, это именно отпуск за свой счет, потому что не ясно, как в этих условиях при таком курсе евро нам обеспечивать продажи. Мы сейчас продаем, мы подняли цены на наши товары, но не подняли так же, как вырос евро. Мы просто ведем продажи, но мы понимаем, что в ближайшее время наши покупатели, скорее всего, смогут покупать наши товары меньше, и я думаю, что три месяца предстоящие сжались, наверное, в один месяц, может быть в две недели. Сейчас две недели народ будет активно покупать, закрывать свои вопросы по строительным материалам, что будет дальше — мы не знаем».

Николай Янковский, Москва и Подмосковье, руководитель по сервису нескольких СТО, заместитель председателя Региональной ассоциации станций технического обслуживания:

«Ситуацию с запчастями я хотел бы разделить на две части. Первая часть, действительно которая будет проблемной, — это кузовные детали, блоки и различные сложные какие-то устройства, но в основном премиальных автомобилей, да, здесь, скорее всего, будут проблемы. Потому что, как правило, это так называемый оригинал, то есть идет от производителя, идет через дилерские станции, и здесь весьма вероятно, здесь я согласен с коллегами, что через полтора-два месяца могут возникнуть проблемы. Вторая часть более позитивная. Автомобили обычные, не премиальные, которые просто ремонтируются и обслуживаются, здесь ситуация с запчастями гораздо проще, потому что помимо оригинальных запчастей есть так называемый неоригинал, который производится в Турции и в Китае, и московские крупные дистрибьюторы запчастей уже примерно лет пять как имеют собственный бренд, собственные торговые марки, которые производят в Китае, они и сами завозят. Здесь до недавнего времени сбыт этот деталей был достаточно сложный, потому что все хотели, что называется, брендовые запчасти, но сейчас все клиенты очень сильно будут, скорее всего, переориентированы и будут согласовывать именно установку на автомобиль так называемых собственных торговых марок. По цене всегда они были чуть дешевле, чем именитые производители. Качество в последнее время подтянулось. Поэтому хотелось бы успокоить автовладельцев, что автомобили, которые потребуют просто техническое обслуживание и несложный ремонт, ходовая часть, рулевое управление, компоненты тормозных систем, я думаю, что здесь и в ближайшее время, и в дальнейшем проблем не будет, просто сменятся бренды. А те автовладельцы, их много в московском регионе, у которых премиальные автомобили достаточно возрастные, я бы им посоветовал обзавестись каким-то резервным автомобилем попроще».

Аарон Коффман, Москва, владелец сети винотек Winemafia group. У компании винные бутики, ресторан, лавки европейских деликатесов, два коктейльно-винных бара и виноградники в Анапе:

«Самое насущное то, что на сегодняшний день все продукты, все сопутствующие товары для бизнеса подорожали. Очень много всего из Европы, мы в принципе завязаны практически полностью на Европе. Если по винам взять наши винные бутики, у нас сегмент средний, плюс и вина у нас порядка 90% из Европы, и сейчас будет подорожание, это скажется на ценах, это скажется на покупательной способности, также скажется на дефиците определенных вин, к которым гости привыкли. По продуктам, по ресторанам мы тоже столкнулись с серьезной проблемой, это те же самые салаты, которые стоили 200 рублей, стали стоить 800 рублей, а через несколько дней уже 3 тысячи за килограмм. Плюс, мы производим свои вина со своего виноградника в Анапе. Это винная деревня, и в нее надо было закупить 4 тысячи португальской пробки, а уже был дефицит, уже не купить. Если раньше я покупал до 24 февраля блок по 150 долларов, то сейчас мне уже по 250 продавали, сейчас не знаю, сколько стоит, успел купить. Самое печальное, что все эти повышения цен и дефициты отразятся на покупателях. Ну и настроение после этого у покупателей будет не совсем радужное, когда они увидят, что ценник такой. Протянем на сегодняшний день порядка трех месяцев максимум на запасах, которые есть, дальше неизвестность. Какие-то стратегические решения сейчас предпринимать для того, чтобы выйти из этой ситуации в будущем, не могу, потому что подобного ничего еще не было. Это ни с чем не сравнимо, можно аналогию с вирусом провести, это какой-то новый вирус очень серьезный. В первую очередь надо сохранить рабочие места, что очень сложно будет сделать, потому что всем надо получать деньги, зарплату, у всех семьи, потому что у нас работают специалисты достаточно высокого уровня. Это очень серьезная проблема в том числе».

Евгений Маковеев, директор компании ООО «Промкомплект-оборудование», Екатеринбург, компания собирает буровые долота из зарубежных — китайских и украинских — комплектующих:

— Комплектующие для шарошечных долот большого диаметра везли из Украины, работали с 2011 года с нашим партнером. Ну и сейчас действующий контракт у нас был с середины 2021 года, должны были отгрузку совершить в 20-х числах февраля, уже вот на выходе у нас была продукция, 70% готовности. Завод находится в Дрогобыче, с которым мы сотрудничали, к сожалению, не успели. Что сейчас будет, как с этим быть, видимо, на некоторое время с этим делом попрощались, не знаю, на какое.

— С партнером связь держите?

— Держим, да, руководитель уехал в Карпаты, там женщина-директор, пока производство все закрыто, пока временно приостановили, хотя они нас уверяли, что ничего не будет, вообще это все провокации и так далее. Попрощались и с деньгами, которые заплачены у нас туда поставщику. И как сейчас поведут себя таможенные органы — непонятно, потому что мы работали по предоплате в течение шести месяцев, а по закону российскому обязаны ввезти товар, а если мы не ввозим, то мы нарушаем таможенное законодательство. Что с этим будет через шесть месяцев — увидим.

— Если, не дай бог, все будет оставаться на таком же уровне, то можете переформатировать свой бизнес, что-то предпринять?

— Мы, конечно, уже много раз думали производство в России начинать, но, к сожалению, себестоимость производства очень высокая, в России очень дорого. Да, сейчас будем переформатировать, будем переориентироваться уже на российского поставщика, чтобы не зависеть от внешних факторов никаких, это очень большие инвестиции, пока у нас их нет, и пока при такой ставке финансирования, которая сейчас, кредитование, конечно, закрыто.

— А на какую сумму заказ там?

— Заказ проплачен, мы в рублях работали, заплачено где-то 3,6 млн, и еще примерно около 2,5 млн нам надо заплатить. Просто мы договорились первый раз с ними, что постоплата, всегда мы по предоплате работаем, а тут заказ делаем и хвостик доплачивать должны были, когда продукция в России уже будет, когда мы из нее сможем собрать изделие и продать. Все мы настроены работать, да, в первые дни в шоке пребывали, но теперь работаем дальше, не первый кризис, не последний.

Бизнесмены могут рассказать Business FM, как переживают новые экономические условия, что стало с кредитами и изменилось ли взаимодействие с контрагентами.