Войти в почту

Trade-in-ловушка: как недобросовестные автосалоны обманывают покупателей

Покупка нового автомобиля — ответственный шаг. Самое надежное решение — обратиться к опытному дилеру, который подберет авто по запросам конкретного человека. При этом на рынке можно встретить предложения как официальных, так и «серых» дилеров, которые могут оказаться мошенниками. Как отличить обман от хорошего предложения и что делать, если вы стали жертвой преступников, — в материале «ВМ».

Trade-in-ловушка: как недобросовестные автосалоны обманывают покупателей
© Unsplash

Дорого да мило, дешево да гнило

Житель Подмосковья Константин Лобзов решил поменять свой старый автомобиль на новенький и начал искать предложения. Одно из них показалось ему особенно интересным: старую машину были готовы забрать за внушительную сумму, а кредит на новую выдать за гроши. Не желая упускать такой шанс, Константин поспешил обратиться в салон.

Так, 13 февраля хирург Константин Лобзов приобрел в кредит автомобиль HAVAL H9. Покупка была совершена в одном из автосалонов на Рязанском проспекте. В качестве первоначального взноса Лобзов заплатил 50 тысяч рублей и сдал в трейд-ин свой автомобиль, который оценили в 450 тысяч рублей.

По его словам, изначально менеджер предлагал кредит с низкой процентной ставкой, однако в процессе разговора она выросла.

— Машина стоила примерно два миллиона сто тысяч, потом они накрутили кредит до трех миллионов шестисот пятидесяти тысяч. Сначала было сказано, что они работают с кредитными организациями, у которых ставки по кредитам от трех до десяти процентов. Потом менеджер мне сказал, что автокредитов сейчас не существует. По его словам, их упразднили: якобы существуют только потребительский и ипотечный. Они сказали, что мне одобряют потребительский кредит от «Кредит Европа Банк» аж под 16 процентов. Там получилась сумма, которую нужно будет выплачивать на протяжении семи лет, 65 тысяч. Я эту сумму не потяну, — рассказывает Константин.

По словам жителя Подмосковья, он отказался от таких условий, но менеджер поспешил успокоить: 16 процентов — временная ставка. Менеджер заверил, что через три месяца кредит можно будет рефинансировать в ВТБ под шесть процентов. После этого ежемесячный платеж должен был составить около 42 тысяч рублей. Слова продавца показались Константину убедительными. Он согласился и подписал бумаги.

На следующий день Лобзов решил уточнить у ВТБ, действительно ли его кредит будет рефинансирован.

— Я поехал в ВТБ и объяснил ситуацию. Но мне сказали, что ничего об этом не знают: банк никакого согласия на рефинансирование не давал, да и вряд ли кто-то даст с 16 на шесть процентов. Я позвонил в «Кредит Европа Банк», они мне сказали: «Продавайте машину и гасите кредит», — объясняет Лобзов.

Собеседник «ВМ» отметил, что с самим автомобилем тоже возникли проблемы: еще в автосалоне отказался заводиться двигатель, однако после вмешательства сотрудников автосалона машина все-таки завелась. По его словам, после выезда из автосалона машина включала аварийную сигнализацию при нажатии на педаль тормоза.

Через несколько дней Лобзов решил вернуть автомобиль в автосалон.

— Я у дома припарковал машину, решил, что ездить не буду и все узнаю точно. Однако через пару дней машина перестала заводиться. Решил везти ее в салон на эвакуаторе и делать претензию с юристом. Доставили машину в салон, подали претензию, а менеджер сказал, что претензию подпишет, но без разрешения начальства в салон машину не возьмет, — вспоминает Лобзов. Кроме того, в условиях договора оказался пункт, согласно которому клиент должен заплатить 20 процентов от стоимости машины в случае ее возвращения.

Сейчас Лобзов планирует отдать автомобиль на независимую экспертизу в НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт — прим. «ВМ»). Он рассчитывает полностью аннулировать сделку, в том числе вернув сданный в трейд-ин автомобиль или получив за него деньги. Также он хочет отменить несколько страховых договоров, которые были оформлены по настоянию сотрудников автосалона.

«Интересная картина»

Автоэксперт Кирилл Бревдо в беседе с «Вечерней Москвой» отметил, что официальные дилеры не практикуют такие схемы.

— Это бьет по их репутации. Бывают мошеннические автосалоны, которые открываются, какое-то время работают, набирают критическую массу недовольных клиентов, потом аннулируются и открываются на том же месте под видом другой организации, — рассказывает специалист.

Эксперт подчеркнул, что при покупке автомобиля важно предельно внимательно изучать договор до его подписания. При наличии сомнений в собственных силах можно подключить юриста до подписания бумаг: это поможет избежать неприятных последствий. Если условия изначально выглядят мутно, нужно либо сразу привлекать кого-то в помощь, либо отказываться от покупки, отметил собеседник «ВМ».

Проблемы с машиной на фоне подозрительных условий кредитования складываются в интересную картину, отметил автоэксперт.

— Возможно, это совпадение, что человека обманули, но и машина оказалась неисправной. Если бы это был официальный дилер, то это были бы невзаимосвязанные вещи: недобросовестному менеджеру что-то посулили, а машина просто оказалась дефектной. Но если дилер серый, то в таком случае совпадение «кривого» договора и неисправного автомобиля может быть звеньями одной цепи, — заключил Бревдо.

Салоны-однодневки

В подобную ситуацию действительно можно попасть, если автомобиль приобретается не у официального дилера, уверен автоюрист Дмитрий Славнов.

— Такие истории часто случаются, когда предлагают сначала взять кредит под 16, а то и под 25 процентов, с последующим перекредитованием, но по факту никакого перекредитования не происходит. Однодневные автосалоны не боятся последствий: к юристам всегда обращаются те, кто решает сэкономить, приезжает в автосалон под открытым небом и пытается купить машину подешевле. Но машина — дорогостоящая покупка. Чтобы не попасть в такую ситуацию, обращаться стоит только к официальным дилерам, — подчеркнул специалист.

По его словам, кредитный менеджер, который находился в автосалоне, обязан записывать разговор на диктофон. При возникновении вопросов покупателю необходимо составлять досудебную претензию, обращаясь к банку, чей представитель находился в автосалоне в момент совершения сделки. Банки обычно идут на диалог, если видят, что их сотрудник ввел кого-то в заблуждение и, если это будет доказано, машину можно попытаться вернуть, отметил Славнов.

В случаях, когда всплывают мошеннические схемы, крайним обычно оказывается менеджер, резюмировал юрист.

— Существует статья уголовного кодекса «Введение в заблуждение», если факт этого будет доказан, менеджер понесет наказание. Если будет доказано, что его заставляли, это другая ситуация. Но вдруг он это делал по своей воле, чтобы выполнить план? Факт принуждения доказать сложно, — отметил специалист.

Собеседник «ВМ» также обратил внимание, что при возврате автомобиля салон может оценить его как подержанный и удержать часть стоимости.

— Если человек сдает машину из-за отзывной кампании или брака, то такое требование незаконно. А если человек просто поездил и хочет вернуть, законно. Бывает, что люди приезжают за условной BMW, но менеджер рекомендует автомобиль из Китая и убеждает его купить. Человек недельку-другую поездит и решит вернуть: не нравится ему машина. В этом случае какую-то часть суммы он должен заплатить, но если обнаружен заводской брак и машина не может быть в эксплуатации, то здесь она должна быть возвращена заводу-изготовителю без всяких доплат, — заключил юрист.