Войти в почту

Как санкции изменят бьюти-бизнес в Тюмени: «Лишний раз не краситься, не стричься»

«Будем придумывать обходные пути» О том, что сейчас происходит в бьюти-индустрии, мы поговорили с омбудсменом Ассоциации профессионалов индустрии красоты Тюменской области Натальей Микушиной. С ноября 2020 года она также возглавляет профильный комитет в региональном отделении «Опоры России». Эксперт констатирует, что еще до ситуации с западными санкциями в регионе практически на 50 % сократилось число салонов красоты. Случилось это примерно за два последних года – время, когда в нашу жизнь ворвался коронавирус. «Сейчас мастера массово переходят на самозанятость, а потому объективно проанализировать рынок индустрии красоты мы пока не можем. Скорее всего, сделаем это только в 2023 году, тогда и будет понятна конкретика по рынку», – объясняет Наталья. Главная трудность для бизнеса сейчас – найти замену тем брендам, которые заявили об уходе с российского рынка. Большая часть используемых в работе материалов была импортной. «Да, есть замещающие товары российского производства. Но тут есть большое «но»: часть производств физически расположены в России, при этом составляющие везли из-за границы. Та же Estel», – приводит пример собеседница. Представители бизнеса сейчас активно мониторят рынки – российский, казахстанский, узбекистанский, другие. «Нужно понять, что есть, изучить новые бренды, их плюсы и минусы, наладить логистику. А пока это все выстраивается, нужно с чем-то работать, а запасов очень мало. Все случилось резко, и мастера не успели что-то докупить. В этот переходный период мы очень рассчитываем на разные меры поддержки малого и среднего предпринимательства», – говорит Наталья Микушина. По ее словам, непросто сейчас приходится всем направлениям бьюти-индустрии, но в разной степени. К примеру, «ногтевики» могут найти замену выбывшим позициям в России. Да, возможно, не будет «какого-то эксклюзивчика», но в целом работу можно продолжать, считает Наталья. Доступна альтернатива и шугаристам, и тем, кто занимается косметикой, перманентным макияжем. А вот с волосами сложнее. «Кроме Estel нет ничего. Альтернативы по окрашиванию пока нет. Думаю, что краска будет настоящим дефицитом, пока мы не научимся производить самостоятельно хорошую продукцию. Либо будем придумывать обходные пути. Как раньше видеокассеты с иностранными фильмами подпольно переправляли, вот, видимо, теперь будем краску для волос», – предполагает Наталья Микушина. Эксперт добавляет, что альтернатива в виде хны тоже под большим вопросом: «На самом деле хны-то тоже нет в России – хорошей, натуральной. Уже лет пять как нет. Хна – это растение, ее привозили из Дубая, Индии. Вот там натуральный продукт, а у нас это по большей части химия с натуральными примесями». «Отечественное прекрасно полюбим» Беспокоит мастеров и стремительный рост закупочных цен. Наталья Микушина обращает внимание, что мастера поднимать цены на свои услуги пока боятся. «Понятно, что цены все равно вырастут, – рассуждает она. – Работать ради работы – не вариант. Помните, какой шок был в начале пандемии, когда поднялись цены на расходные материалы. Были перчатки по 250 рублей, стали по 800–900. Сейчас цена на перчатки осталась в пределах 600–800 рублей. Привыкли и работаем. Ну, а сейчас? Сейчас, видимо, большая часть населения начнет отращивать волосы, лишний раз не краситься и не стричься». Омбудсмен АПИК полагает, что стоит ожидать смены лидеров рынка: выиграет тот, кто окажется проворнее и предусмотрительнее. Наталья приводит пример владельца сети мужских парикмахерских «Салют» Евгения Кочеткова – он один из немногих, кто успел вовремя сменить поставщика и закупить расходные материалы. Правда, для этого пришлось продать машину. Об этом Евгений рассказал нам уже сам: «25-го [февраля] утром продал машину и сразу закупил наш отечественный бренд. Да, красок у них нет, но есть прекрасные шампуни и уходовые средства для лица, бород, волос. До всей этой ситуации они не продвигались. Это ребята, которые делали средства для своей сети парикмахерских. Я съездил к ним на завод, пообщался с технологами, косметологами. Думаю, что сейчас отличное время, чтобы они могли заявить о себе». Евгений рассказывает, что цены на импортные расходные материалы подскочили вдвое. Приводит пример: закупал турецкий шампунь по 1,5 тысячи за бутыль, сейчас такая стоит 3 тысячи, пришлось отказаться. Укладочные средства подорожали чуть меньше. Эта коррекция цен ударила по всем, потому что мастера процентов на 90 использовали именно импорт: «Наше, отечественное, не особо любят. Сейчас все это прекрасно полюбим», – прогнозирует Кочетков. Нашли альтернативу заграничным расходникам и в сети ногтевого сервиса «Bbrilliance». Владелица Анастасия Кулачковская делится наблюдениями: «Оказывается, много всего производится в Китае, причем достаточно хорошего качества, и можно искать альтернативы там. Китайские бренды подорожали процентов на 10–15. В таких же пределах – и товары российских производителей, потому что сырье в основном китайское используют. Европейские – на 50–60 % и больше». Пока, уверяют Евгений и Анастасия, цены на услуги поднимать они не планируют. «Пока это будет экономически возможно, оставлю прежними. Моя мысль в том, что нужно переждать недели три – четыре, потом проанализировать и от этой ситуации отталкиваться. Пока рано предпринимать что-то», – говорит Евгений Кочетков. Анастасия Кулачковская придерживается того же подхода. Чтобы придержать цены, в сети сейчас оптимизируют расходы. Так, все, что можно, делают многоразовым. Речь, к примеру, о салфетках, на которые выкладывают инструменты (вместо них будут ванночки), ветошах для протирания маникюрных столов. «Держим пока [расценки], чтобы этот шок, стресс пережить. Думаю, максимум на полгода. А что будет потом – сказать сложно», – подытожила бизнесвумен. Фото: ФедералПресс / Елена Сычева, Полина Зиновьева, Евгений Поторочин

Как санкции изменят бьюти-бизнес в Тюмени: «Лишний раз не краситься, не стричься»
© РИА "ФедералПресс"