Машины на службе: уникальные отечественные вездеходы
Внедорожные автомобили получили широкое распространение еще во времена Советского Союза. Некоторые модели, которые использовались в военное время, были в дальнейшем направлены в гражданский сегмент. Но более интересными стали уникальные отечественные вездеходы. Это удивительная многоцелевая техника, которую разрабатывали специально для военной структуры. В данной подборке не будет привычных БТРов и танков. Это были образцы самых разных эпох - серийные и экспериментальные.
Грузовики Балаховского. В послевоенное время инженеры разработали для страны большое количество техники в сегменте offroad. Значительная их часть была направлена на нужды армии. Многие разработки начала 20 века постепенно забываются. Некоторые не видят ничего интересного в тех машинах, но отдельного упоминания достойны грузовые автомобили Дмитрия Балаховского, которые получили гибридные силовые установки.
ДВС приводил генератор, который отвечал за питание встроенных в ступицы электрических мотор-колес. И такая разработка использовалась на заре 20 века. Первый образец оснастили силовым агрегатом Panhard-Levassor, производительность которого составляла 32 л.с. В паре с ним работала система заднего привода.
В России прогрессивная техника Балаховского не пригодилась. Тогда инженер решил попытать удачу во Франции. Он, совместно со своим партнером Филиппом Кэром, основал компанию Balachowsky.
ЗИЛ-135П “Дельфин”. Специальное конструкторское бюро ЗИЛ прославилось своими разработками, которые не имели аналогов по всему миру. Самое удивительное творение - ЗИЛ-135П “Дельфин”. Построен он был в середине 1960 годов на базе 4-осного ЗИЛ-135К.
Полная масса транспорта составляла 20 тонн. Дорожного просвета не предусматривалось. Изначально амфибию задумывали в формате самоходного понтона, но в завершении проект был представлен в виде десантного транспортера. Главной особенностью разработки стал несущий водоизмещающий кузов, который изготовили из полиэфирного стеклопластика. В компоновке представили два 8-цилиндровых мотора. Еще один удивительный факт - у “Дельфина” не предусмотрена подвеска. За упругость при движении отвечали шины низкого давления.
ЗИЛ-4906/49061. Это поисково-спасательный комплекс, который успел послужить родине. Кроме того, он был отправлен на миссию во время наводнения в Германии. Необходимость создания супермашины возникла не просто так - после неудачной экспедиции космонавтов Леонова и Беляева. Трудности возникли во время спуска - приходилось вручную направлять аппарат. Приземление было совершено в тайге возле Перми. Эвакуация длилась 3 суток. После такого сложного испытания главный конструктор ОКБ-1, Сергей Королев, выдвинул инициативу о создании вездехода с новыми возможностями.
Первенцем линейки стал ПЭУ-1 1966 года. Это была трёхосная амфибия, которая получила стальную силовую структуру и стеклопластиковый кузов. За движение отвечал мотор на 180 л.с. и АКПП. На площадке кабины установили кран, грузоподъемность которого составляла 3500 кг. Он был предназначен для подъема спускаемого аппарата. Параллельно был запущен пассажирский вариант - ПЭУ-1М.
В 1970 году был выпущен ПЭУ-2, который кардинально отличался от своего предшественника. Его длина превышала 11 метров. Среди особенностей - 2 мотора на 7 литров, стеклопластиковые колесные диски, 6 систем отопления, кондиционер и дровяная печь.
Прототипы “Синей птицы” имели схожую компоновку, но оказались меньше по габаритам. ЗИЛ-4906 получил крановую установку и снегоболотоход с вазовскими моторами. Технически вездеходы не копировали ПЭУ. Под стеклопластиковым кузовом скрывалась рама из алюминия. В паре с мотором V8 работала уже 5-ступенчатая МКПП.
ВАЗ-2122 “Река”. В Тольятти тоже занимались созданием армейских вездеходов и внедорожников. В 1970 годах сотрудники завода по специальному поручению Соловьева предоставили чертежи и эскизы новой техники. Это была компактная утилитарная модель с длиной кузова 342.6 см. Дорожный просвет машины составлял 22 см.
В распоряжении и приказах новый проект обозначался как “автомобиль для рыбаков и охотников” - в целях конспирации. Маркировка, которую он получил, прямо указывала на особенности техники - “Река”. Это была амфибия, способная передвигаться по суше и воде. Но так как мотор и трансмиссия находились в герметичном блоке, они часто перегревались во время работы. Поэтому первые прототипы пришлось серьезно модернизировать.
На следующем витке развития “Река” стала более компактной. Кроме того, в оснащении она получила штатные колеса. Инженеры пересмотрели воздуховоды системы охлаждения и обнаружили в них серьезные дефекты - малое сечение. Во время испытаний, которые проводились на Памире, автомобиль показал себя с лучшей стороны. Несмотря на то, что в оснащении предусматривались более скромные колеса, проходимость снизилась не существенно. Перегрев мотора и трансмиссии удалось устранить.
Итог. В СССР создавалось много интересных проектов в формате вездеходов и специальной техники. Некоторые проекты только испытывались, но не шли в серийное производство.