Войти в почту

Рынок альтернативного топлива в новых условиях ждет активный рост

За последние три года газомоторный парк страны увеличился с 93 до 227 тысяч автомобилей. Продажи ГМТ выросли почти в три раза: с 0,560 до 1,4 миллиарда кубов в год, а заправок стало более 640.

Рынок альтернативного топлива в новых условиях ждет активный рост
© Российская Газета

Эксперты отмечают, что сегмент природного газа на топливном рынке развивается быстрее других. ГМТ как топливо перспективнее бензина, дизеля и даже электричества: газ и более экологичный, и более доступный энергоноситель, выбросов загрязняющих веществ у машин на метане в 3 раза меньше, чем у "дизелей", и в 6 раз меньше, чем на бензине. У электромобилей же пока долгий и затратный цикл выпуска.

Как сообщает компания "Газпром газомоторное топливо", в 2021 году владельцы люксовых автомобилей стали переоборудовать их под метан. В пункты переоборудования обращаются владельцы автомобилей Mercedes-Benz, Lexus, Infiniti, Сadillac. В 2021 году такие машины составили около трех процентов от общего количества газовых автомобилей по стране, а ведь еще недавно статистика по переоборудованным на ГМТ машинам практически не пополнялась премиальными моделями.

"Мы находимся в идеальной точке роста, поскольку общая задача всех стран и экономик в рамках глобального энергоперехода - перевод автотранспорта на альтернативные источники энергии, такие как природный газ, электричество и в будущем водород. ГМТ соответствует климатической повестке как в нашей стране, так и во всем мире. Россия располагает большими запасами газа и поддерживает глобальный курс на зеленую экономику и мировые стандарты устойчивого развития ESG", - говорит Фарес Кильзие, председатель совета директоров Creon Group.

Рынок газомоторного топлива в России находится в идеальной точке роста

Он также отметил, что на фоне беспрецедентно жесткого санкционного режима со стороны Запада развитие российского рынка ГМТ ускорится кратно. Главная задача на ближайшие годы - ускорить строительство газозаправочной инфраструктуры, охватить сетью заправок все регионы страны, направить большее количество газа для реализации на территории России и в дружественных странах-партнерах.

"Да, у российских концернов сейчас будут возникать сложности и перебои с поставками иностранных комплектующих и технологий. Но эти трудности - временные: одни поставщики уходят, на их место придут другие, из азиатского региона. Кроме того, в России уже производятся многие комплектующие для ГБО. Поэтому успешный переход на ГМТ - это вопрос времени, терпения и мобилизации всех доступных нам ресурсов", - добавляет Фарес Кильзие.

На установку ГБО и производство газомоторной техники в заводском исполнении государство до 2024 года выделяет свыше 15 миллиардов рублей. Пока доля транспорта на ГМТ в России не превышает 2 процентов. Но Минэнерго России прогнозирует, что после 2024 года объем потребления природного газа в качестве моторного топлива увеличится до 2,7 миллиарда кубов, количество стационарных газозаправочных объектов - до 1273 единиц, а парк техники на природном газе вырастет на 40 тысяч машин.

2,7 миллиарда кубов природного газа в качестве моторного топлива будет потребляться в РФ в 2024 году

"Инфраструктура для транспорта на компримированном природном газе устойчиво развивается. Мы видим спрос со стороны потребителей при обновлении парков, особенно если в их регионе уже есть инфраструктура или планы по ее созданию. На сжиженный природный газ активно переходит общественный транспорт. Здесь процесс идет опережающими темпами. Это связано с большим размером субсидий на единицу СПГ техники по сравнению с КПГ", - говорит Дмитрий Кузьмищев, замгендиректора "Волгабас Групп".

Никакого "торможения" на рынке нет, считает он. Если брать за индикатор объем мер господдержки через субсидирование производителей ГМТ-техники, то в 2021 году средств было недостаточно, даже с учетом дополнительного финансирования в конце года. Эти потери должны быть компенсированы производителям в 2022 году. В планах до 2024 года - снижение субсидии на СПГ технику до уровня КПГ. Эти два вида топлива будут конкурировать на равных, что позволяет планировать обновление парка эксплуатантам и производителям техники, добавил топ-менеджер "Волгабас Групп".

Был еще один нюанс на рынке ГМТ. Из-за пандемиии и сертификации по стандартам ГОСТ в 2021 году установка газобаллонного оборудования замедлилась. Вступило в силу положение ГОСТ 33670-2015, согласно которому каждый переоборудованный на газ автомобиль должен был пройти лабораторные испытания. Игроки рынка к введению правил подготовиться не успели, что и затормозило развитие сектора на несколько месяцев.

"Эти "сложности на старте" сейчас почти преодолены, и если говорить о государственном регулировании рынка, то самым горячим вопросом сегодня является переоборудование транспорта под метан и его регистрация. К сожалению, пока позиция ГИБДД в этом направлении движется в сторону ужесточения", - сетует Фарес Кильзие. Если эти нюансы урегулировать, то спрос на переоборудование техники может вырасти до 30-35 тысяч единиц в год.

Кстати

По данным компании "Газпром газомоторное топливо", больше всего автомобилей переводят на газ на юге страны. Лидер по переводу на метан в прошлом году - Ростовская область. Здесь переоборудовано 2430 автомобилей, это 14 процентов от общего количества в стране. Ростовская область в ближайшие три года планирует перевести на метан около 10 тысяч машин. Следом идут Пермский край - 9,5 процента от общего количества машин по стране, Краснодарский край - 8,5. В пятерку лидеров также вошел Санкт-Петербург - 7 процентов и Республика Башкортостан - 5,4 процента.