Войти в почту

Выставка «Царский выезд»: на каких машинах в России ездили больше века назад?

Собственный Его Императорского Величества гараж был создан в феврале 1907 года. В дореволюционной России были и международные автомобильные выставки, и гонки, а Собственный Его Императорского Величества гараж считался самым большим среди всех гаражей европейских монархов. К сожалению, ни один из его «моторов» не сохранился (хотя недавно мы [показывали вам Mercedes](https://motor.ru/lab/mercedes-1910-video.htm), точно такой, как в гараже императора). На выставке «Царский выезд» собраны настоящие реликвии того времени: автомобили, детали, фотографии. Увидеть экспозицию можно на ВДНХ в Музее Гаража Особого Назначения вплоть до 17 апреля.
Выставка «Царский выезд»: на каких машинах в России ездили больше века назад?
© Motor.ru
Обзор начнем, пожалуй, с автомобиля Studebaker EMF 30. Studebaker — один из старейших в мире производителей транспортных средств: Питер Студебекер построил свою первую повозку в 1740-м году. В России автомобили «Студебекер» (так на русский манер до сих пор произносят это название) появились в 1913 году, когда ими начал торговать Гуго Грунерт.
На выставке представлен Studebaker EMF 30 — это модель выпуска 1909–1912 годов. Как раз в 1909-м через дилерскую сеть Studebaker начали продаваться и экземпляры Everitt-Metzger-Flanders. Позднее завод EMF был куплен Студебекерами, а выпускавшиеся на нем автомобили переименованы в Studebaker. В 1911 году была основана и новая компания Studebaker Corporation.
Studebaker EMF 30 оснащался двигателем объемом 3706 куб. см мощностью 30 л.с. Максимальная скорость составляла 60 км/ч.
В 1913-м году в России впервые увидели и Rolls-Royce. Компания приняла участие в выставке в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге, где представила публике три автомобиля.
Единственным известным владельцем автомобиля Rolls-Royce для всей России в том году стал издатель и редактор журнала «Автомобилист» Владимир Алексеев.
Перед вами Rolls-Royce 40/50 HP, модель 1907–1926 годов. Мощность 50 л.с., шесть цилиндров, рабочий объем 7428 куб. см, максимальная скорость — 100 км/ч.
Rolls-Royce 40/50 HP, вид сзади.
А вот и Benz — одна из «половинок» современной марки Mercedes-Benz, образованной в 1926 году в результате слияния двух конкурирующих фирм.
Автомобили марки Benz были самыми первыми в России. И, пожалуй, самыми известными.
На фото Benz 8/20 НР Sports Wagen. Данная модель выпускалась в 1912–1918 годах. Мощность 20 л.с., четыре цилиндра, рабочий объем 1950 куб. см, максимальная скорость — 60 км/ч.
Рядом с Benz на выставке расположился Renault AX.
Renault AX. Мощность 12 л.с., два цилиндра, рабочий объем 1060 куб. см, максимальная скорость 55 км/ч.
Первым официальным представителем марки в России (в 1905–1906 годах) стало техническое бюро при Санкт-Петербургском Автомобиль-клубе. В 1907 году на Первой международной автомобильной выставке представляемая им Renault Frères завоевала большую золотую медаль «За выставленные автомобили».
Автомобильная марка Berliet называлась по фамилии отца-основателя предприятия Мариуса Берлие.
В России о марке впервые написал журнал «Автомобиль», это было в 1907 году.
На следующий год появился и первый российский представитель. Хорошая репутация, активная реклама и победы в гонках сделали Berliet самым популярным автомобилем в Москве. Эта марка опередила по числу машин немецкие Benz, Mercedes и Opel.
На фото Berliet 50 НР Limousine 1906 года выпуска. Мощность 40 л.с., четыре цилиндра, рабочий объем 6350 куб. см, максимальная скорость — 65 км/ч.
Hispano-Suiza стала известна в России благодаря участию в большом автопробеге 1912 года.
Автомобильная марка Hispano-Suiza существовала с 1904-го по 1938 год.
А модель 12/15 НР, представленная на выставке «Царский выезд», выпускалась в 1907–1914 годах. Мощность 15 л.с., четыре цилиндра, рабочий объем 2212 куб. см, максимальная скорость — 60 км/ч.
Кстати, вы заметили, что машины праворульные?
«Руссо-Балт», выпускавшийся на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) в Риге, также был праворульным. Считается, что праворульные машины и правостороннее движение сосуществовали в большинстве европейских стран до окончания второй мировой войны, и даже первые автомобили СССР тоже были с «правым» рулем. При этом рычаги коробки передач и ручного тормоза чаще всего располагались справа от водителя.
РБВЗ был основан в 1869 году, а автомобильный отдел начал свою работу в 1909 году, когда был собран первый «Руссо-Балт».
Над автомобилем трудился швейцарский инженер Жюльен Поттера, создавший в итоге две модели: большой Тип С и маленький Тип К.
«Руссо-Балт» Тип К представлял собой компактный автомобиль с двигателем небольшой мощности. За все время производства модели она составляла от 16 до 24 лошадиных сил.
Сохранился всего один легковой «Русско-Балтийский» — в вариации тип К 12/20. Автомобиль был выпущен в 1911 году. Мощность 20 л.с., четыре цилиндра, рабочий объем 2111 куб. см, максимальная скорость 65 км/ч.
Основной моделью Русско-Балтийского вагонного завода, выпуск которой в различных модификация продлился десять лет, стал «Руссо-Балт» Тип С, но ни один его экземпляр не сохранился. Несколько лет назад был создан проект «Русско-Балтiйскiй. Возрождение легенды», работающий над воссозданием сразу нескольких экземпляров легендарного российского автомобиля. Коллективом была проведена масштабная работа по изучению сохранившихся чертежей, созданию 3D моделей и воплощению их в металле. Представленное на выставке шасси — результат пятилетнего труда над проектом.
Еще на выставке представлен паровой автомобиль Gardner-Serpollet Type D.
Автомобиль предположительно 1901 года выпуска был найден, только представьте, в одном из сараев Ленинградской области! Поразителен и сам факт находки, и то, что он сохранился в первозданном виде.
Сто лет назад паровые автомобили являлись серьезными конкурентами и для бензиновых моделей. Самые лучшие из «паровиков» были как раз французской марки «Серполле».
В их конструкции применялся не громоздкий и взрывоопасный паровой котел, а парогенератор в форме змеевика, подогреваемый керосиновой горелкой.
А это De Dion-Bouton Type G Vis-a-vis. Модель, выпускавшаяся в 1898–1902 годах, называлась Vis-a-vis, потому что водитель и пассажиры сидели друг напротив друга. Водительское сиденье выглядит шире пассажирского, поскольку под водителем располагался двигатель.
Дамский дорожный велосипед 1910 года.
А это знаменитый Indian.
Перед вами экземпляр Model J Big Twin 1915 года. Мощность 7 л.с., два цилиндра, рабочий объем 1915 куб. см, максимальная скорость 70 км/ч.
Кроме автомобилей, в зале представлены фотопанно, подлинные предметы дворцового быта, исторические костюмы и различные документы.
Собранная по крупицам коллекция позволяет ощутить атмосферу давно ушедшей эпохи.
И восхититься ею.
Ну а мы сфотографировали для вас как можно больше нюансов. Листайте фото.

Говорят, первые автомобили, появившиеся в нашей стране еще до революции, называли «моторами». Страстным автолюбителем был и сам император Николай II, придумавший называть поездки на автомобилях словом «помоторили». Во всяком случае, так гласит официальный пресс-релиз «Царского выезда». Поверим на слово и расскажем на «Моторе», на чем в России «моторили» сто лет назад. Спойлер: машины были классные.