Войти в почту

Российский автопром скорее мёртв, чем жив

Автомобильная промышленность России находится в предсмертном состоянии, без преувеличения — на последнем издыхании. Жизнь теплится только на конвейере УАЗа, там ещё остались запасы импортных комплектующих. Остальные производства встали. Отрасли необходимы огромные вложения. Деньги есть, но никто не собирается этим заниматься.

Российский автопром скорее мёртв, чем жив
© Свободная пресса

Собственного автопрома у России больше нет, про данный печальный факт ещё несколько лет назад говорили эксперты. Более того, 2022-й должен был стать годом его безусловной смерти, даже если бы не случилось «спецоперации». «Рено» собирался окончательно уничтожить в Тольятти все отечественные модели и перевести «АвтоВАЗ» на «отвёрточную» сборку. ГАЗ также планомерно переходил на импортные комплектующие, а будущее УАЗа вообще было туманным. Судя по всему, завод со временем — когда оборудование окончательно выработает свой ресурс — планировали и вовсе закрыть. О подобных планах даже не стеснялись рассказывать.

За последние четверть века — в «капиталистической» России — не создали вообще ничего. Проект пресловутого «Ё-мобиля» изначально выглядел не более чем политической рекламой — всё именно так и оказалось. Да и не способны наши «олигархи» на созидательную деятельность в принципе. Все те немногие модели, что можно назвать отечественными, — родом из СССР. Это «Нива», «Гранта» (развитие серии 2108-2110), УАЗ «Патриот» (рестайлинг УАЗ-3160), да и «ГАЗель» тоже. А больше и нет ничего...

«Москвич» убит, Серпуховский автозавод тоже, на ГАЗе производство «Волги» ликвидировано, хотя были перспективные разработки — новые модели. Более того, всё то, что ещё осталось — и в Тольятти, и в Нижнем Новгороде, и в Ульяновске — плотно «подсадили» на импортные комплектующие. Собственные производства деталей не только не развивали, но и вовсю уничтожали. Данный процесс не прекратился и поныне.

При этом чиновники постоянно оптимистично «рапортовали» о «проценте локализации» — по тем сборочным производствам иностранных компаний, которые были открыты в России. Типа ещё немножко, ещё чуть-чуть, и будем мы тут «с нуля» клепать «Мерседесы» и прочие «Бэ-Эм-Вэ». Нужно только немного подождать, всё будет, правда-правда, честно-честно.

И вот «судный день» настал, ложь российских чиновников стала видна абсолютно всем. Если перефразировать Сталина, то можно сказать, что «у нас была автомобильная промышленность, но у нас её нет теперь». В 1933-м было сказано противоположное. Да, её тогда построили на пустом месте, и она появилась. И существовала до недавних пор, пока её намеренно не уничтожили.

Эксперты в полный голос трубят, что нужно срочно что-то делать, иначе вскоре все будем ходить пешком. Армия в том числе. Несмотря на позорное воровство «общечеловеков», укравших у России колоссальные средства, денег хватает. Более чем — их реально много.

«Профицит федерального бюджета не просто сохранился, но и увеличился по сравнению с январем и февралем более чем вдвое — до 613,8 млрд. руб. (что в 5,5 раз выше среднемесячного плана). Профицит I квартала — 1,15 трлн. руб. — составил 86,7% от планового профицита всего года. Таким образом, федеральный бюджет продолжает захлебываться от денег, — в то время, когда страну продолжают вымаривать искусственно созданным денежным голодом», — говорит зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.

Какие-то программы декларируются, но они более чем странные. Так, вроде как собираются выделить 30 млрд. рублей на развитие производства неких «универсальных автомобильных компонентов». Но что это такое непонятно в принципе. Детали от «Фольксвагена» на «Тойоту» не подходят! Властям, видать, сие неведомо.

«Дело в том, что понятие «универсальные компоненты» я встречаю впервые. Впрочем, нет пока и самой программы. Судя по названию, речь идет о неких деталях, пригодных к использованию в автомобилях разных производителей. Может, это всякие шины, аккумуляторы, масла, свечи, тормозные колодки? Есть серьезные проблемы с электронными компонентами (пресловутыми чипами), жгутами проводов и т.д. Но для того, чтобы эти проблемы решить, даже 30 млрд. рублей недостаточно», — говорит партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Кому собираются дать эти деньги тоже неясно. Понятное дело, если «олигархам», получится очередной «Ё-мобиль». То есть пустышка, причём средства дематериализуются в пространстве-времени. Полностью.

Комплектующие нужны, но отнюдь не «универсальные» — таковые в природе отсутствуют как класс. Требуется то самое «импортозамещение» для огромной массы авто иностранного производства, которые катаются по дорогам страны. К примеру, тормозные диски и колодки. Производства таковых в России, что самое удивительное, ещё остались, но они дышат на ладан, так как на конвейеры автопрома давно уже предпочитают закупать импортную продукцию.

Изделия от ATE, TRW, Textar, Brembo и иже с ними становятся недоступны автолюбителям. Как по причине совершенно несуразных цен, так и физически — больше не везут. Между тем парк иномарок в России посчитан, известно какие запчасти нужны, посему машины необходимо обеспечить данными расходниками. То есть дать денег тем заводам, которые реально производят тормозные диски и колодки. Не размещают заказы в Китае, а делают в России. Таких немного – два-три – но они есть. Плюс обеспечить им льготы, дабы их продукция стала конкурентоспособной по сравнению с тем валом подделок и «кетая галимого», который сейчас сыпется на наш рынок.

Казалось бы, простое и разумное решение, причём с отличными перспективами на будущее. Заводы начнут развиваться, осваивать всё новую и новую продукцию, крепнуть, набирать силу. И станут поставщиками комплектующих для новых авто, производство которых будет налажено в ближайшие годы. Аналогично — по иным деталям. Те же тормозные шланги, элементы подвески и т.д. Всего этого нет, в смысле отечественного. А надо. То есть просто необходимо. Пока для тех авто, что ездят по дорогам. А на перспективу и для других. Были бы производства, а остальное — дело техники.

Денег хватает, и именно на них стоит закупить оборудование и лицензии на производства узлов: двигателей, трансмиссий, электроники. Организовать те самые «частно-государственные партнёрства» с чётким уровнем ответственности всех его участников. И чиновников, и предпринимателей. Украл, схалтурил — в тюрьму. Без каких-либо сантиментов, амнистий и прочих послаблений. Мы — в состоянии экономической войны с западом! А на войне — как на войне.

При этом «олигархов» нужно лишить возможности иметь какое-либо отношение к данным программам. Наиболее показательно недавнее заявление НЛМК о необходимости развивать в России производство саморезов. Структура миллиардера Владимира Лисина явно просто попросила денег!

«У отечественных производителей большой потенциал — собственное сырье, обновленный парк оборудования, лаборатории для проверки качества. Но реализовать его в полной мере можно только при внимании государства к этой проблеме», — заявили в НЛМК.

Аналогично будет с тем же УАЗом (принадлежит структурам Алексея Мордашова) или ГАЗом (принадлежит Олегу Дерипаске). Денег у вышеозначенных персонажей куры не клюют, но вложить хотя бы копеечку в Россию они не желают. А вот присосаться к казённому финансированию — это всегда пожалуйста!

В ТПП РФ вроде как есть план по отраслям промышленности, его ещё более месяца назад передали в правительство. Детальный план действий, спасения нашей экономики. Но про него ничего не слышно, судя по всему, документ положили «под сукно» как ненужный. При этом ни о какой альтернативе ничего не слышно.

Не слышно и о проектах новых авто. А таковые России нужны. Не убогие малолитражки европейского типа, предназначенные для больших городов и ровных шоссе, а большие, мощные и надёжные машины. Внедорожники, пикапы, микроавтобусы и полноприводные седаны. У нас, если кто забыл, самая большая в мире страна, и с дорогами плоховато. «Нива», это, конечно, отлично (автор много лет ездил на данном авто и любит его всей душой), но мало.

Проектов нет. «Русский Прадо», о котором вещали на УАЗе, оказался мордашовским «Ё-мобилем», ГАЗ свернул работы по семейству «Атаман» и его наследникам. На «АвтоВАЗе» лягушатники разогнали всё заводское КБ, остались только более ранние разработки. Хотя и это хлеб. Главное, не прогадить то немногое, что осталось.

Но в целом ситуация более чем тревожная. И автопром является лакмусовой бумажкой тех негативных процессов, которые нынче наблюдаются в экономике России в целом. Будущего не видно. Совсем.

«Сегодня у России есть шанс сойти с тех капиталистических ультралиберальных рельсов, которые привели нас в этот тупик. Но если с них сходить, то нужно понимать — на какие рельсы мы хотим встать. Пока от власти мы не слышим ответов. Нас призывают сплотиться перед внешней угрозой — во многом это справедливо. Но у людей огромный запрос — куда нынче движется Россия? Запрос колоссальный. Какой будет эта страна завтра? Опять будет Россия для «олигархов», банкиров и прочих мошенников-спекулянтов?» — вопрошает лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов.

Но даже такое привычное будущее — с чиновниками, спекулянтами, банкирами и прочими «олигархами» — уже под большим вопросом. Если страна ничего не производит, даже примитивных гвоздей и саморезов, то будущего у неё нет. В принципе. Экономисты уже не раз предупреждали, что процессы дезинтеграции промышленности без чёткого плана реиндустриализации и их оперативного исполнения пойдут лавинообразно. Собственно, в автопроме уже пошли. «АвтоВАЗ» стоит, ГАЗ тоже лихорадит, остальные заводы — аналогично. А «отвёрточные» сборочные линии закрываются одна за другой.

Даже на дорогах Москвы, не говоря уже про «провинцию», снова появились старенькие «Жигули» и иномарки родом из 90-х — Mercedes W124, BMW E39 и прочие VW Passat B3/B4. Они крепкие, их вытащили из гаражей и поставили на ход. Потому, что запчастей на современные иномарки нет. И денег тоже. Люди начали протачивать тормозные диски, пилить жигулёвские (волговские) колодки дабы засунуть их в свои суппорта, заниматься иным «колхозом». Как несложно догадаться, добром подобное не кончится.