Войти в почту

ТАСС: долю Renault в «АвтоВАЗе» может выкупить какой-то из китайских автоконцернов

Renault продает «АвтоВАЗ». Долю французской компании может выкупить один из китайских автоконцернов, сообщил ТАСС источник в госструктурах.

ТАСС: долю Renault в «АвтоВАЗе» может выкупить какой-то из китайских автоконцернов
© BFM.RU

Однако ранее «Газета.ру» написала, что в планах Renault — продать свою долю российской стороне, в числе наиболее вероятных покупателей назывались «Ростех» и «структуры Минпромторга». По данным издания, уже в мае большинство иностранцев среди руководства будут переведены на удаленную работу либо покинут завод. В компании нет планов по их возвращению обратно. Агентство Bloomberg также сообщало, что французы в качестве преемника рассматривают российского инвестора. Однако, по данным собеседников агентства, Renault не сможет передать свою долю совладельцу «АвтоВАЗа» — госкорпорации «Ростех», поскольку против него введены санкции. Комментирует автоэксперт Игорь Моржаретто:

— Сложно сказать, кому она может достаться, потому что сам по себе «Ростех» ничего там особенного не сделает. У него нет технологий, несмотря на название, и для этого и нужны были французы в свое время, чтобы привлечь современные технологии. Это получилось, и завод стал современным со всех точек зрения, выпускал современные модели, которые продавались очень хорошо по всему миру, между прочим, и очень неплохо продавались в Африке в том числе, например. Так что уход Renault , понятно, что это политическое решение. Видимо, в компании взвесили все риски репутационные, с одной стороны, с другой стороны, два с лишним миллиарда евро, вложенных в «АвтоВАЗ» и вообще в российский рынок, и сделали для себя какие-то выводы.

— Возобновит ли он на этих новостях с 25 апреля производство?

— Я думаю, возобновит, и это все нормально, потому что в конечном итоге там не хватало комплектующих для моделей, которые и производили, и будут производить на «АвтоВАЗе» однозначно, я имею в виду и Granta, и Vesta, и другие традиционные модели. Другое дело, что, видимо, с уходом Renault те модели Renault , которые делали в Тольятти, я имею в виду Logan, Sandero, увы, уйдут.

Renault принадлежит более 67% в Alliance Rostec Auto — совместном предприятии с «Ростехом», созданном для управления «АвтоВАЗом».

Поскольку у французов был контрольный пакет, как и кому может передать долю Renault, остается главным вопросом, указывает автоэксперт Артем Бобцов:

— Вопрос идет именно о поиске потенциального покупателя на эту мажоритарную долю. И хотя это все пока не более чем разговоры, нужно еще этого покупателя найти, нужно договориться о передаче довольно большого объема технологий и оборудования, которое французы успели на «АвтоВАЗе» развернуть, не говоря про московский завод, который полностью им принадлежит. Поэтому пока это все, наверное, больше разговоры, чем что-то действительное. Но как это ни странно звучит, но с точки зрения наших национальных интересов правильнее было бы долю в «АвтоВАЗе» отдать китайцам, а не «Ростеху». Почему? У китайцев есть технологии, необходимые «АвтоВАЗу», они просто смогут нормальные автомобили выпускать на «АвтоВАЗе», поскольку собственных у нас нет ни автоматических коробок передач, ни электроники, по большому счету ничего, кроме простейших автокомпонентов, и без китайцев, как ни странно, нам собственный автопром просто реанимировать не удастся. Если «АвтоВАЗ» достанется «Ростеху» и французы заберут свои технологии, «АвтоВАЗ» будет выпускать, по всей видимости, два автомобиля — это Lada Granta и Lada Niva, которой, получается, больше 40 лет, — так как все остальные автомобили так или иначе напрямую импортозависимые от французских компонентов. «АвтоВАЗ» — огромный завод, он рассчитан на выпуск без малого 1 млн автомобилей. Сейчас он еле-еле в прошлом году выпустил порядка 300 тысяч. А если он будет выпускать только Granta и Niva, будет выпуск 100-150 тысяч автомобилей в год, то есть порядка 1/10 от его потенциальной мощности. Если зайдут китайцы, конечно, им потребуется достаточно длительное время, я думаю, три-четыре года как минимум, это точно, прежде чем они смогут начать выпускать либо свои автомобили, либо «АвтоВАЗа» со своими комплектующими. Что касается московского автозавода, ведь это все-таки бывший второй завод в стране или третий, если с Нижним Новгородом считать. И с ним вообще ситуация не очень понятная, он выпускал только автомобили Renault. Соответственно если Renault уйдет, то участь московского завода в лучшем случае — это длительная консервация. Потому что даже если китайцы придут в «АвтоВАЗ», они в первую очередь будут, конечно, заниматься производством в Тольятти, там основной актив будет.

— По поводу 25 апреля, возобновится ли производство?

— Возобновление производства все, которое сейчас происходит то тут, то там, которое радостно у нас подхватывают в новостях, это не более чем, скажем так, довыпуск каких-то недоукомплектованных партий. Вот Renault возобновляла около месяца назад производство на московском автозаводе, но оно проработало неделю, они просто выпустили недоукомплектованные автомобили, потому что пришли необходимые запчасти, и опять остановились. Здесь я предполагаю, что будет примерно то же самое, мы возвращаемся в картину конца 80-х — начала 90-х, когда на автозаводах стояла куча недоукомплектованных автомобилей, кому-то не хватало колес, кому-то дверей, кому-то рулей, кому-то еще чего-то. Вот как только приезжала партия этих запчастей, то быстренько машины дособирали и выпускали. Сейчас происходит ровно то же самое.

Ранее сообщалось, что 25 апреля «АвтоВАЗ» выйдет из корпоративного отпуска и впервые с февраля запустит все автосборочные конвейеры в Тольятти и Ижевске. Компании удалось закупить достаточный объем электронных компонентов для всех моделей Lada, кроме Niva Legend. На нее не удалось приобрести датчики АВS, которые поставляет Bosch.

В конце марта губернатор Самарской области Дмитрий Азаров заявил, что «АвтоВАЗ» нашел новых поставщиков электронных компонентов «из стран Азии», но конкретные фирмы не назвал.

Позже стало известно, что на фоне дефицита «АвтоВАЗ» начнет выпускать «упрощенные» Lada — без ABS, ESP, ЭРА-ГЛОНАСС и подушек безопасности, а также с моторами экокласса «Евро-2». К лету «оптимизируют» Granta и Niva Legend, а осенью к ним присоединится Vesta.