«Москвичи» с раскосыми фарами
«Кто будет уходить последним – выключите свет», - такое объявление впору было бы повесить на здании с вывеской «Российский автопром», но, вот беда, нет такого здания. Есть импортные бренды, которые смекнули, что сотрудничество с Россией после 24 февраля стало настолько токсичным, что пора «укатывать-уматывать».
Хронология исхода зарубежных автомобильных брендов
24 февраля прекратила отгрузку автомобилей российским дилерам компания Audi. В последний зимний день с нами простился не только полюбившийся многим россиянам Volkswagen(его заводы, работавшие в Калуге и Нижнем Новгороде, прекратили свою работу 3 марта). Ушли Volvo, Cadillac, Chevrolet, сотрудничавший с КАМАЗом производитель грузовых автомобилей Daimler Truck.
А что Renault? Прагматично «приостановил» работу своего завода до 14 марта, в надежде, что «как-нибудь рассосётся». В первый весенний день мы не досчитались BMW. Производители автомобилей «для особых людей», не только приостановили отгрузку автомобилей, но и сборку автомобилей, которая осуществлялась в Калининграде, на заводе «Автотор».
«Свинтила» компания Ford Motor Company, заявившая, что более не желает собирать свои фургоны в нашей Елабуге. Встал завод Hyundai в Санкт-Петербурге, там же, в северной столице, перестали собирать Toyota. Помню, помню, как в первые дни весны ура-патриоты стали хлопать в ладоши.
«На черта нам этот европейско-американский автохлам?! Пусть валит вслед за долбанным «Макдональдсом»?» - неслись из каждого утюга нотки патриотического экстаза.
Ну, а как иначе? Если на смену «Макдональдсам» придут наши родимые «Чебуречные» и «Пельменные», то, как владелец автомобиля Lada Vesta, я только за то, чтобы один мой знакомый чиновник из Госдумы и долларовый миллиардер пересадили свои афедроны из «Мерседесов» в наши такой же славный «Жигуль», который приобрёл себе в кредит я.
Мучило дежавю. Ровно 25 лет назад, 1 апреля 1997 года, Борис Николаевич Ельцин издал своё легендарное распоряжение, которым запрещал чиновникам ездить на иномарках, требуя пересесть на «Волги». Тогда ещё все подумали, что это первоапрельская шутка. Но нет. Озорную идею подкинул его так и несостоявшийся преемник Борис Немцов. Один Явлинский понял, что к чему и поставил в гараже сразу две «Волги».
Как только ломалась одна, Явлинский пересаживался в другую. А ломалась «Волга» рекордно часто. Чиновники вечно опаздывали на работу. Шохин называл Ельцинское решение популистским, Жириновский говорил, что эта машина не приспособлена для езды. Владимир Вольфович непатриотично требовал позвать немцев, способных превратить «Волгу» в «Мерседес». За такое сегодня по головке был не погладили.
Кстати, «Мерседес» тоже уже ушёл. А за ним прекратили поставки Mazda, Lexus, Porsche, Skoda, Honda, Land Rover, Jaguar, «Ламба», Bentley. Ушла Scania — производитель грузовиков и автобусов (вангую – будут, будут скоро по Москве кататься зелёненькие белорусские «МАЗы»).
На чём теперь будут кататься патриоты Залдастанова, которых покойный медиа-киллер Сергей Доренко окрестил «педиковатыми каманчами»? Harley-Davidson ушёл из России. Пересядут на «Уралы» и «Явы». Ну, а как, всё-таки, быть автомобилистам?
Ай-да на «Ладу»?
Как бы не так. Оказалось, в современной «Ладе» под завязку напичкано импортного оборудования, без которой она стремительно приближается по степени комфорта и безопасности эксплуатаци к любимой нами «троечке» (ВАЗ 2103), на которой ездила Катя Тихомирова из «Москва слезам не верит».
Или «итальяхи» из «Невероятных приключений итальянцев в России».
Только у тех «Жигули» иногда тормозили. А у нас? Не факт, что будут. В Lada Vesta самой значимой деталью российского производства был двигатель. Вот и бегайте с ним в обнимку. Для того, чтобы Lada не то что ездила, а хотя бы останавливалась, работало пол-Европы.
У тормозной системы 5 стран-производителей тормозной системы: разные там немецкие тормозные барабаны ATE и французские подшипники SNR, польский тормозной цилиндр и вакуумный усилитель, чешские передние суппорты и колодки. Переключать передачи? Фиг. Коробка передач Renault.
Отопление, охлаждение, кондиционер? Французская фирма Valeo.
Стоит ли удивляться, что на «АвтоВАЗе» пошли бесконечные простои в связи с нехваткой комплектующих? Начались они в марте, конца и края им не видно в мае. Остаётся уповать на то, что к осени российские чудо-мастера сумеют как-то «импортозаместиться». Но уверенность в том, что стоимость в результате этого «русского апгрейда» будет такой, что даже те, кто не побоялся купить «русифицированную» Ладу, заплатит втридорога, присутствует.
Мы забыли про «Москвич»!
Автомобиль «Москвич» изначально нерусский. Разработчики легендарной версии «Москвич-400», который появился в 1947 году, взяли за основу «вражеский трофейный» Opel Kadett K38 — вот она, первая машина Советского Союза, выпущенная для массового использования советскими людьми.
Впрочем, такого «Москвича» никто и не помнит. Разве что ценители всё той же культовой «Москвы…», что не верит слезам.
Более современный 408-й «Москвич» многим запомнился по фильму «Бриллиантовая рука».
Машиной владел организатор преступной группировки конца 60-х по кличке «Шеф», который якобы нашёл клад и «на полагающуюся ему по закону премию, по совету друзей, решил приобрести автомашину «Москвич». Новая модель».
На этой машине стоял расточенный двигатель — наследие всё того же трофейного Opel Kadett K38, первоначальная мощность составляла всего 22 л.с., которые спустя годы были увеличены до 50-ти.
Стоило ли удивляться, что на такой «тарахтелочке» герой Анатолия Папанова обречённо произнёс легендарную реплику: «Спокойно, Козлодоев. Сядем усе!».
408-й и его преемник 412-й собирались в Болгарии и ГДР (из российских компонентов) и неплохо раскупались в Европе, в том числе, на островах Туманного Альбиона. Для британцев создавалась специальная праворульная версия Москвич 412П. Вот он – звёздный час отечественного автопрома!
Такой «Москвич», несмотря на его недостаточную ширину кузова, сказывавшуюся на устойчивости, шёл на экспорт во Францию и Голландию, ФРГ и Финляндию, в Грецию, на Ямайку, Кубу, в страны Латинской Америки.
Может, и сейчас мы возродим «Москвич», о котором, похоже, забыли аккурат в те перестроечные годы, когда на модели 2141 разбился в неравной схватке с «Икарусом» рок-кумир нескольких поколений Виктор Цой?
Нет-нет. Мы ещё помним, как на заре «нулевых» Правительство Москвы пыталось вдохнуть жизнь в «Москвич» масштабными финансовыми вливаниями. Машину пытались реанимировать двигателем Renault, но грянул дефолт 1998 года, и двигатели стали стоить дороже всего автомобиля в целом.
Поэтому в 2002 году предприятие ОАО «Москвич» обанкротилось.
Шли годы. Смеркалось
Спустя ровно 20 лет надежду на второе пришествие «Москвича» нам подарила судьбоносная теперь уже для Всей Руси «спецоперация». Renaultхлопнул дверью. Его завод стал собственностью правительства Москвы. И наш славный градоначальник Сергей Собянин заявил, что намерен реанимировать «Москвич», открыв новую страницу в его истории.
На тему нового русского автомобиля успел высказаться помощник президента России Игорь Левитин, который заверил, что для производства Москвичей «есть вся необходимая инфраструктура и специалисты» и автомобиль «должен быть доступным по цене для потребителей».
Аж три дня мы жили надеждой. Потом стало понятно, что Сергей Семёнович забыл сказать, что эта страница будет написана не кириллицей, а китайскими иероглифами. «Там» быстро поняли, что в ходе нынешних баталий вряд ли у нас хватит сил, чтобы привезти ещё один трофейный «Опель» и обозвать его «Москвичом». Поэтому вопрос решили доверить представителям единственной страны, которая всё ещё готова с нами разговаривать (не считая Беларуси) — Китаю.
«Интерфакс» сообщил, что «КАМАЗ» ведёт переговоры с представителями китайского автоконцерна JAC. И это логично. Если в Поднебесной не испугаются сотрудничества с нами и санкций, то «Москвич» может стать очень даже неплохой машиной. Русской? Нет. От и до китайской. Но собранной на переданном Москве бывшем заводе Renault. Утешает то, что качество китайского автопрома выросло сегодня на порядок. Значит ещё погазуем.
Такая вот русско-китайская история.