Войти в почту

Возрождение «Москвича»: история легендарной марки

В российской столице собираются возродить «Москвич». Автомобили легендарной марки будут выпускать на заводе Renault. Собственник закрыл предприятие, и оно перешло на баланс города. Обозреватель «МИР 24» Дмитрий Барбаш – о легенде российского автопрома и о том, как будет выглядеть новый «Москвич».

Возрождение «Москвича»: история легендарной марки
© Мир24

Под ним лежали, его ругали, чинили, но все равно любили. Народный автомобиль – это про «Москвич».

«Ее приходилось всегда делать самому. И со временем, даже если вы не разбираетесь в технике, вы учились с ним сживаться. Это был еще один родственник семьи», – рассказал экскурсовод Музея транспорта Москвы Илья Кочкин.

До 1948 года машину в СССР можно было только выиграть в лотерею или получить в награду. И это была большая редкость. «Москвич» стал первым авто, который можно было просто взять и купить.

«У него был высокий клиренс, что позволяло машине проехать по бездорожью, и четыре двери для размещения всей семьи. Двигатель имел скромные 23 лошадиные силы. Но по тем временам этого было вполне достаточно», – рассказал экскурсовод Музея транспорта Москвы Илья Кочкин.

В основе «Москвича» – немецкий Opel Kadett, который СССР получил по репарационным соглашениям. Говорят, в качестве народного автомобиля для Советского Союза его выбрал Иосиф Сталин. Фирменную эмблему букву М стилизовали под зубец Кремлевской стены.

«Если Opel состоял из девяти тысяч чертежей, то из Германии смогли вывести только три с половиной тысячи. Остальное уже пришлось дорабатывать в процессе. Очень много изменений коснулись ходовой, подвески, много изменений коснулись двигателя, он совсем другой», – отметил экскурсовод Музея транспорта Москвы Илья Кочкин.

Следующие модели уже оригинальные, советские. Рычаг переключения коробки передач переместился на руль. Увеличилась мощность двигателя – до 26 лошадей.

А вот это самый настоящий полноприводный «Москвич» с понижающей передачей, рессорной подвеской и грязевой резиной. Но полноценным джипом его не назовешь, скорее, это советский кроссовер. У автомобиля нет рамы, а есть несущий кузов. И он не очень хорошо зарекомендовал себя в сельской местности. Часто не выдерживал нагрузок. Машину перекашивало. Поэтому в инструкции по эксплуатации было написано: не использовать на сильном бездорожье.

Красно-белый салон и блестящий хром. Стильное авто и тогда, и сейчас. Житель Санкт-Петербурга Евгений с «Москвичами» по жизни. «Москвич» был у родителей. А свою первую машину он начал восстанавливать в десять лет.

«Даже потому, что посадка более удобная, на нем комфортнее ездить. «Москвич» был долгие годы бестселлером автоэкспорта. Его очень хорошо брали за границей», – рассказал коллекционер Евгений Жвиков.

«Москвич» покорял не только советские просторы. В 1968-м на ралли Лондон-Сидней 412-й «Москвич» соревновался против Mercedes, Ford и Porsche.

«Никто не мог поверить, что «Москвич» мог занять лидирующие позиции. Это был фурор. Никто не ожидал четвертого место. А Лондон-Мехико – второе командное место», – рассказал бывший главный энергетик производственного объединения «Авто-Москвич» Михаил Бернер.

После фильма «Гонщики» Владимир Гольцов и решил сесть за руль спортивного «Москвича». На треке, говорит мастер спорта, все зависит от троих: водителя, штурмана и машины.

«Я 16 раз был чемпионом на этом автомобиле. Конечно, недостатки в процессе соревнований выявляются. Что-то не выдерживает, но это железка. Много раз было, что перед финишем ломался и горел поршень», – рассказал автогонщик Владимир Гольцов.

Владимир Гольцев выступал за команду ижевского автозавода. На нем тоже выпускали «Москвич». Перенесли сюда производство нескольких марок: 408-й, 412-й, «Москвич-каблучок», развозивший письма по всему Советскому Союзу.

«И ходили легенды, что ижевский «Москвич» – машина более качественная», – рассказал реставратор-коллекционер Юрий Гагельстром.

В 70-е у «Москвича» появился конкурент – «Жигули», машина – более современная, за которой он уже не успевал.

«Платформы автомобилей с 408 по 2140 идентичные. Поэтому это были практически идентичные автомобили. «Жигули» больше любили городские, потому что это итальянская машина с итальянскими корнями. Но на селе они себя не так зарекомендовали, как «Москвич», – рассказал реставратор-коллекционер Юрий Гагельстром.

«Это была новая, идея, искра. Кузов заимствован у модели «Симка». Концепция моторного отсека – это Audi. И она была большая, комфортная. Практически бизнес-класс», – рассказал автолюбитель, телепродюсер Тим Шевцов.

У «Москвича», рассказывает Тим Шевцов, новая эпоха наступила в середине 80-х. Модель 2141. Пятидверный хэтчбек с передним приводом. Такого в СССР еще не было. Под капотом – 1,5 литровый двигатель,72 лошадиные силы.

Денис Андрианов – из тех, кто предпочитает еще советский автопром. Уверен, в умелых руках и «Москвич» – машина хоть куда. Хочешь – по городу, хочешь – на природу. Всегда с комфортом и вниманием окружающих.

«Очень многие показывает палец вверх, когда едут на встречу. Часто спрашивают, какой год, где взял. Уже 20 лет, как нет завода, есть проблема с запчастями. Но где-то обмениваемся, где-то находим. Собираем по крупицам», – рассказал автолюбитель Денис Андрианов.

Еще одна модель «Москвича» – «Святогор». Тоже на ходу. Внешне отличается только фарами. Зато под капотом – двухлитровый мотор Renault мощностью 113 лошадиных сил и французское сцепление. Управлять им легко даже девушке.

«Он вместительный. Коляску легко положить. Мало ломается, много ездит», – рассказала автолюбительница Анастасия Горбачева.

Не туда АЗЛК повернул в девяностые. Сначала не выдержал конкуренции с ВАЗом, затем с иномарками. Покупать «Москвичи» перестали. Не спасла завод попытка при поддержке московской мэрии запустить в производство новые модели. В 2010-м акционерное общество «Москвич» ликвидировали.

С 2005 года в цехах АЗЛК собирали Renault. В штате – пять тысяч человек. Но французская компания ушла с российского рынка.

«Мы не можем допустить, чтобы многотысячный, трудовой коллектив остался без работы. Поэтому Сергей Собянин решил забрать завод и возобновить производство автомобилей под историческим бренном «Москвич», – сказал директор автомобильного завода «Москвич» Дмитрий Пронин.

«Москвич» возвращается домой. Но каким будет новый старый автомобиль, пока неизвестно. Но ждут именно «Москвич». В российской столице есть даже общество москвичеводов – поклонников авто. О машинах они говорят: их нельзя не любить.