Возрождение «Москвича»: история легендарной марки

В российской столице собираются возродить «Москвич». Автомобили легендарной марки будут выпускать на заводе Renault. Собственник закрыл предприятие, и оно перешло на баланс города. Обозреватель «МИР 24» Дмитрий Барбаш – о легенде российского автопрома и о том, как будет выглядеть новый «Москвич».

Возрождение «Москвича»: история легендарной марки
© Мир24

Под ним лежали, его ругали, чинили, но все равно любили. Народный автомобиль – это про «Москвич».

«Ее приходилось всегда делать самому. И со временем, даже если вы не разбираетесь в технике, вы учились с ним сживаться. Это был еще один родственник семьи», – рассказал экскурсовод Музея транспорта Москвы Илья Кочкин.

До 1948 года машину в СССР можно было только выиграть в лотерею или получить в награду. И это была большая редкость. «Москвич» стал первым авто, который можно было просто взять и купить.

«У него был высокий клиренс, что позволяло машине проехать по бездорожью, и четыре двери для размещения всей семьи. Двигатель имел скромные 23 лошадиные силы. Но по тем временам этого было вполне достаточно», рассказал экскурсовод Музея транспорта Москвы Илья Кочкин.

В основе «Москвича» – немецкий Opel Kadett, который СССР получил по репарационным соглашениям. Говорят, в качестве народного автомобиля для Советского Союза его выбрал Иосиф Сталин. Фирменную эмблему букву М стилизовали под зубец Кремлевской стены.

«Если Opel состоял из девяти тысяч чертежей, то из Германии смогли вывести только три с половиной тысячи. Остальное уже пришлось дорабатывать в процессе. Очень много изменений коснулись ходовой, подвески, много изменений коснулись двигателя, он совсем другой», – отметил экскурсовод Музея транспорта Москвы Илья Кочкин.

Следующие модели уже оригинальные, советские. Рычаг переключения коробки передач переместился на руль. Увеличилась мощность двигателя – до 26 лошадей.

А вот это самый настоящий полноприводный «Москвич» с понижающей передачей, рессорной подвеской и грязевой резиной. Но полноценным джипом его не назовешь, скорее, это советский кроссовер. У автомобиля нет рамы, а есть несущий кузов. И он не очень хорошо зарекомендовал себя в сельской местности. Часто не выдерживал нагрузок. Машину перекашивало. Поэтому в инструкции по эксплуатации было написано: не использовать на сильном бездорожье.

Красно-белый салон и блестящий хром. Стильное авто и тогда, и сейчас. Житель Санкт-Петербурга Евгений с «Москвичами» по жизни. «Москвич» был у родителей. А свою первую машину он начал восстанавливать в десять лет.

«Даже потому, что посадка более удобная, на нем комфортнее ездить. «Москвич» был долгие годы бестселлером автоэкспорта. Его очень хорошо брали за границей», рассказал коллекционер Евгений Жвиков.

«Москвич» покорял не только советские просторы. В 1968-м на ралли Лондон-Сидней 412-й «Москвич» соревновался против Mercedes, Ford и Porsche.

«Никто не мог поверить, что «Москвич» мог занять лидирующие позиции. Это был фурор. Никто не ожидал четвертого место. А Лондон-Мехико – второе командное место», – рассказал бывший главный энергетик производственного объединения «Авто-Москвич» Михаил Бернер.

После фильма «Гонщики» Владимир Гольцов и решил сесть за руль спортивного «Москвича». На треке, говорит мастер спорта, все зависит от троих: водителя, штурмана и машины.

«Я 16 раз был чемпионом на этом автомобиле. Конечно, недостатки в процессе соревнований выявляются. Что-то не выдерживает, но это железка. Много раз было, что перед финишем ломался и горел поршень», рассказал автогонщик Владимир Гольцов.

Владимир Гольцев выступал за команду ижевского автозавода. На нем тоже выпускали «Москвич». Перенесли сюда производство нескольких марок: 408-й, 412-й, «Москвич-каблучок», развозивший письма по всему Советскому Союзу.

«И ходили легенды, что ижевский «Москвич» – машина более качественная», – рассказал реставратор-коллекционер Юрий Гагельстром.

В 70-е у «Москвича» появился конкурент – «Жигули», машина – более современная, за которой он уже не успевал.

«Платформы автомобилей с 408 по 2140 идентичные. Поэтому это были практически идентичные автомобили. «Жигули» больше любили городские, потому что это итальянская машина с итальянскими корнями. Но на селе они себя не так зарекомендовали, как «Москвич», рассказал реставратор-коллекционер Юрий Гагельстром.

«Это была новая, идея, искра. Кузов заимствован у модели «Симка». Концепция моторного отсека – это Audi. И она была большая, комфортная. Практически бизнес-класс», – рассказал автолюбитель, телепродюсер Тим Шевцов.

У «Москвича», рассказывает Тим Шевцов, новая эпоха наступила в середине 80-х. Модель 2141. Пятидверный хэтчбек с передним приводом. Такого в СССР еще не было. Под капотом – 1,5 литровый двигатель,72 лошадиные силы.

Денис Андрианов – из тех, кто предпочитает еще советский автопром. Уверен, в умелых руках и «Москвич» – машина хоть куда. Хочешь – по городу, хочешь – на природу. Всегда с комфортом и вниманием окружающих.

«Очень многие показывает палец вверх, когда едут на встречу. Часто спрашивают, какой год, где взял. Уже 20 лет, как нет завода, есть проблема с запчастями. Но где-то обмениваемся, где-то находим. Собираем по крупицам», рассказал автолюбитель Денис Андрианов.

Еще одна модель «Москвича» – «Святогор». Тоже на ходу. Внешне отличается только фарами. Зато под капотом – двухлитровый мотор Renault мощностью 113 лошадиных сил и французское сцепление. Управлять им легко даже девушке.

«Он вместительный. Коляску легко положить. Мало ломается, много ездит», рассказала автолюбительница Анастасия Горбачева.

Не туда АЗЛК повернул в девяностые. Сначала не выдержал конкуренции с ВАЗом, затем с иномарками. Покупать «Москвичи» перестали. Не спасла завод попытка при поддержке московской мэрии запустить в производство новые модели. В 2010-м акционерное общество «Москвич» ликвидировали.

С 2005 года в цехах АЗЛК собирали Renault. В штате – пять тысяч человек. Но французская компания ушла с российского рынка.

«Мы не можем допустить, чтобы многотысячный, трудовой коллектив остался без работы. Поэтому Сергей Собянин решил забрать завод и возобновить производство автомобилей под историческим бренном «Москвич», – сказал директор автомобильного завода «Москвич» Дмитрий Пронин.

«Москвич» возвращается домой. Но каким будет новый старый автомобиль, пока неизвестно. Но ждут именно «Москвич». В российской столице есть даже общество москвичеводов – поклонников авто. О машинах они говорят: их нельзя не любить.