Войти в почту

Отечественные автокомпоненты и полный переход на электромобили - основатель «Автотора» рассказал о планах по выходу из кризиса

Об истории и текущей ситуации на заводе в интервью kaskad.tv рассказал Владимир Щербаков, основатель компании «Автотор». «Автотор» - первый в России частный завод - Владимир Иванович, «Автотор» перешагнул 25-летнюю отметку, давайте вернемся в 1997 год. Каким вы видели тогда Автотор, его перспективы? Все ли удалось реализовать? - Вы знаете, я не могу сказать, что мы думали о том, каких масштабов будет «Автотор». Для меня принципиально было немного другое. Перестройка, которой я лично занимался в Правительстве и которая в это время еще шла, должна была хоть что-то дать. В начале 90-х шло общее разрушение, ничего не появлялось и в это время появилась идея, почему бы нам не использовать свой предыдущий опыт и не создать что-то, чего в стране еще нет. Например, производство хороших иностранных автомобилей. Думали главным образом о том, чтобы создать это производство, а какого масштаба оно будет, честно говоря, не задумывались глубоко. Конечно, хотелось сделать большой завод, тем более что я начинал свою трудовую деятельность при строительстве ВАЗа. Волжский завод, когда я уходил оттуда на КамАЗ, производил 720 тысяч автомобилей. Помню, как с нуля возводили новый город. Бегали по полю, размечали с ленточками с веревочками разного цвета, где на этой территории будут корпуса завода - главный конвейер, поперечный конвейер двигателя и т.д. Потом строили новый город, тоже в чистом поле. Потом жили в этом городе, в общежитии по 8 человек в 3-комнатной квартире, куда периодически забирались мыши. Когда есть опыт и много что прошел, появляется какое-то внутреннее чувство, что если бы у меня была возможность, я бы завод сделал немножко иначе, а вот новый город я бы построил совсем иначе. А потом, когда в эти города и на эти заводы приезжаешь через 15-20 лет, то понимаешь, насколько быстро они устарели, что надо делать как-то по-другому. Отсюда родилась мысль построить первый в России частный автозавод. Надо было выбрать место, где его построить. Из соображений логистики, транспортной доступности пришли к выводу, что самое интересное место – это Калининград, потому что сюда можно доставлять все морем, железной дорогой, автомобильным транспортом, Европа рядом. Главным образом мы рассчитывали на европейские машины. Ну вот, собственно, так все и появилось. О самих масштабах мы не думали, хотя, конечно, за 25 лет много, чего удалось сделать. - Сейчас оглядываясь назад, есть что-то, чем вы особенно гордитесь? - Все, кто к нам приезжает, говорят, что они не подозревали, что такой завод вообще может быть и есть в России. - Почему? - Потому что уровень технических решений, уровень культуры производства, организованности, качества и т.д. все это резко выделялось на фоне всего остального. И выделяется, к сожалению, до сих пор. К сожалению, в том смысле, что остальные к этому уровню идут намного медленнее. Если говорить, о том, какими результатами гордимся, в позапрошлом году мы достигли удивительного рекорда. Мы стали самым крупным в мире производителем автомобилей по контракту. До нас самым крупным в мире была фирма Магна. Президент Магны, с которым мы знакомы давно, и который видел как мы начинали, позвонил мне, и сказал: Владимир, я тебя просто поздравляю. Ну и второй рекорд. В мире до сих пор нет ни одного завода, который на одном конвейере производил бы более 40 моделей автомобилей одновременно. За 25 лет мы произвели 2 576 000 автомобилей, товарной продукции мы произвели 3 триллиона рублей. Это серьезная цифра. - Это даже невозможно представить… - Фонд оплаты труда за это время составил миллиард долларов. Представляете, в Калининграде мы выплатили миллиард долларов заработной платы, только у себя. Но мы же еще перевезли почти миллион тонн грузов. 85% перевозок в одном порту, 70% - в другом, 50 с лишним процентов вагонооборота железной дороги, там тоже ведь зарплату люди получают, и гораздо больше людей работает, чем у нас. Поэтому реальный эффект больше. Если вспомнить как мы начинали, то при Горбенко нам пытались отменить в областной думе все льготы резидента, говорили, мол, это «Нью Васюки», аферисты какие-то, которые уже получили льготы по налогам на 4 миллиона рублей и до сих пор мы ничего еще от них не увидели. Теперь я с большим удовольствием отвечаю, что за 25 лет мы в городе Калининграде заплатили налогов 672 миллиарда рублей! Да, по большей части это НДС и акциз, которые, к сожалению, по закону не отдают в бюджет Калининградский, но это не наш вопрос, это вопрос региональной власти – договариваться, чтобы часть этих денег шла сюда. Больше того, мы предлагали губернатору Боосу при подготовке новой редакции 16 ФЗ поднять этот вопрос. Я тогда говорил ему, что мы будем расти очень серьезно, мы уже видим это, советовал пойти к президенту и попросить, чтобы от прироста НДС отдавали на развитие города ну ,например, 20%. Он побоялся с этим предложением идти туда – мол, «пойдешь за 20%, придешь без субсидий вообще», слишком рискованная политика. Подушек безопасности в новых автомобилях пока не будет - Новостная повестка пестрит сообщениями, о том, что наш автопром чувствует себя не очень хорошо. И Автотор как одно из крупнейших предприятий отрасли тоже. «Пациент скорее жив, или мертв» в нынешних реалиях? - В предыдущих составах правительства, в частности, когда промышленностью руководил Христенко, было сделано несколько ошибочных шагов, в результате чего мы сегодня пожинаем плоды. Это касалось в том числе вопроса локализации. Взять хотя бы требования по локализации автокомпонентов, таких как, например, подлокотники, глушители. Ну что ерундой заниматься? Глушитель, если потребуется, сделаем любой. Не будет этой обивки, сделаем другую. Центральный вопрос - это двигатель, коробка перемены передач и мосты, вот что нужно локализовать, локализовать полностью - от металла до полной обработки. Не сошлись мы с тогдашним министром в этом, а потом эту линию продолжили. В результате, что произошло сегодня? Да, мы создали двигатель в Ярославле и на КамАЗе, который соответствует Евро 6 абсолютно точно, за исключением одного - вся система управления и топливная аппаратура импортная. Сегодня импортную аппаратуру забрали и этот двигатель работать не может. Сегодня мы будем вынуждены на КамАЗе и на ряде других заводов перейти опять на Евро 2, Евро 0. Не создали ни одной подушки безопасности. Сегодня все автомобили будут выходить без подушек безопасности, какое-то время, пока не найдем решение. Волжский автозавод - та же ситуация. Значительная часть поставщиков комплектующих разорена, с приходом Рено уничтожили научно-технический центр Волжского автозавода и закончили с ним. Поставили французскую электронику. Теперь Волжский автозавод возвращается к анализу двигателя, который выпускали еще при мне, а я оттуда ушел в 1981 году. - А насколько реально свои выпускать? - Ситуация тяжелая, но это не значит, что она безвыходная. Просто нужно сегодня сконцентрироваться на этом. Насколько я вижу, министр промышленности - Мантуров практически круглые сутки этим занимается и очень сильно этим занимается президент. Думаю, что через какое-то время мы эту проблему в стране решим. Что касается «Автотора», мы попали под влияние политических аспектов. Германия приняла решение вместе с ЕС. Для BMW невозможно пойти против этого, поэтому мы пока приостановили производство. Обе стороны надеются, что мы его сможем восстановить, вопрос заключается в том - когда. На этот вопрос ответа, пока, к сожалению, нет. Ясно, что , по крайней мере, до сентября ничего не будет. Тоже самое, кстати, заявляет Мерседес и Фольксваген. Что касается Южной Кореи, то она никаких санкций нам не объявила, но Америка объявила, что все, что имеет «американский след» - патенты, изобретения, ноу-хау и т.д. все запрещено. В результате у нас лежит почти 10 тысяч комплектов, без электроники, по той же причине. Ищем решения. Пока мы никаких сокращений объявлять не будем. Мы будем действовать в соответствии с законом. Какое-то время будем подбирать остатки и всякими способами добывать комплектующие, которых у нас нет. В конце концов мир большой, круглый. Я убежден, что мы решим эту проблему, даже если корейцы нам откажут, мы ее все равно решим. Электромобили заменят авто с двигателями внутреннего сгорания - Насколько реально выпускать на территории РФ запчасти, которые раньше привозили из-за рубежа? Можно ли их делать, например, на территории Калининградской области? - Да, в общем, особых проблем нет. Если исходить из того, что нужно внедрять новое, а не повторять старое. Это тоже один их моментов наших противоречий с отдельными представителями министерств и ведомств. Была большая драка на тему того, что завод должен делать двигатели и обязательно у себя. Мы 3 года на эту тему спорили и доказывали, что не надо делать двигатель внутреннего сгорания, он ушел. Это каменный век. С 2025-26 года половина стран еврозоны запрещает его производство, а с 30-го года на автомобилях с ДВС запрещено будет въезжать в Европу. Калининград имеет 400 тысяч автомобилей и в 30-м году вы сможете ездить только внутри своей области. Может быть, если все сложиться хорошо, дадут какой-нибудь коридор на Белорусию. А может, и не дадут, потому что, все равно надо проехать по территории Литвы. - То есть 8 лет осталось у нас? - Даже меньше, потому что запрещают же не в один день. Каждая страна будет запрещать в свое время, а , судя по нашим отношениям с Литвой, ждать, что они будут тянуть до последнего, не приходится. Поэтому мы, например, полагаем, что значительную часть продукции надо просто заменить. И именно поэтому выход из сегодняшней ситуации мы видим в том, чтобы быстро - в этом, максимум в следующем году создать производство электромобилей. Мы подписали специальный инвестиционный контракт с правительством. В следующем году пилотную партию не менее 200 электромобилей произведем здесь, на территории Калининградской области. Произведем в том числе главные агрегаты - электродвигатель, металлургия, мех. обработка, сборка, испытания. Как вы знаете Росатом, исходя в том числе из наших планов производства, разместил здесь свой завод по производству батарей, что является краеугольным камнем в этом вопросе. Причем мощность этого завода соответствует нашим планам по объемам выпуска. Это примерно 50-60 тысяч автомобилей, которые должны быть укомплектованы этими батареями. Мы планируем с 2024 года полный переход на электромобили и ведем на эту тему переговоры. Губернатор работает сейчас на эту тему, чтобы создать пилотный проект для полной замены автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на электро и газо-поршневые варианты, которые приемлемы в Европе, с тем, чтобы любой человек из Калининградской области мог выехать туда. Это означает, что примерно за 4 года мы должны ( если только наши мощности брать) произвести для Калининграда примерно 300 тысяч автомобилей. - Для Калининграда? - Да, потому что парк составляет 400 тысяч, из низ 100 тысяч - коммерческие, по которым мы тоже собираемся поработать, но это не основное наше направление. Для того, чтобы производить двигатели внутреннего сгорания, нужно создать мощности стоимостью примерно 250 миллионов долларов. Сегодня этого никто делать не будет. А вот электродвигатель - да. Дальше подушки безопасности, которые никто не делает, производство пластмассовых изделий, включая бамперы, детали внутренней отделки и так далее. Производство сидений. Сейчас в период бизнес-паузы, мы выводим значительную часть своих людей на проекты по возведению этих заводов. Строительная часть уже в основном сделана. Мы в этом году ее точно закончим. Более сложный вопрос, как притащить сюда оборудование. Такой технологии в России нет. Нам надо было ее найти и мы нашли. Теперь вопрос, как сделать так, чтобы ее сюда можно было привезти, поставить, а потом на ней еще и работать и при этом переделать под использование российских материалов в производстве, доработать. Поэтому мы рассчитываем, что в этом году, максимум в первом квартале следующего года мы запустим примерно 7-8 новых заводов, включая завод роботизированной техники, завод электродвигателей, завод пластмассовых изделий, завод компонентов из пластика и др. Одновременно мы хотим создать производство техники для маломобильных групп населения, которая пока еще не производится в России, создать всю гамму этой техники тоже на основе электродвигателя. Сегодня готовим такое производство и даже не сомневаюсь, что мы его сделаем. По нашим планам такой автомобиль мы должны сделать в 2024 году. Это обязательство, которое мы подписали с правительством РФ и с правительством региона в рамках СПИК. Автомобили для маломобильных людей и молодежи - Когда эти заводы будут построены, будут ли на них использоваться какие-то отечественные разработки? - Безусловно. Самый сложный агрегат – электрическая батарея. Это делает Росатом. Он делает свою элементную базу и т.д. Системы управления должны делаться не только на российском программном продукте, но и на российском железе, потому что больше так рисковать и ставить импорт никто не будет. Двигатель – российские технологии. Сейчас, к сожалению, нет эффективного отечественного оборудования. У нас ведь как - изобрели, лабораторные испытания – класс! Потом положили на полку и пошли дальше думать о чем-то другом. Практичные люди взяли это, сделали технологию, сделали оборудование и сегодня торгуют этим. У нас нет специальной задачи поставить только российское оборудование. Это не всегда возможно. Но можно адаптировать его под производство с использованием российских материалов и компонентов. Это задача решаемая. Что касается техники для маломобильных групп населения, мы создали специальное конструкторское бюро. В нем в том числе работают ребята, которые в свое время с НПО «Энергия» делали самоходную установку для Луны и Марса на электрическом и на водородном двигателе. Сегодня они уже в возрасте, вышли на пенсию, собрались в конструкторское бюро. Мы с ними давно и хорошо знакомы. Они работают над тем, чтобы сделать хороший автомобиль для специальной группы населения. Мы рассчитываем, что в линейке появится и автомобиль для молодежи. Автомобиль для маломобильных граждан должен решаться комплектно. Это должен быть автомобиль, в который человек сам может въехать на своей коляске, сам закрепиться, сам поехать - так , чтобы он не нуждался в сопровождении. Это специальные конструкции. Прообразы сегодня уже есть. Мы не знаем пока, какая будет денежная, валютная ситуация в стране, что будет происходить, будут ли покупатели, способно ли будет государство субсидировать маломобильным гражданам покупку таких транспортных средств, поскольку такой технологичный продукт - недешевый. Здесь много вопросов. Сегодня государство субсидирует, просто машин нет. Раньше, если помните, была «Ока». Перед этим были еще схожие версии. Наши встречи в правительстве говорят о том, что это все возможно. Но возможно в том случае, если ситуация хотя бы не ухудшится по сравнению с сегодняшней. Персонал «Автотора» сегодня - Если говорить о влиянии «Автотор» на экономику региона, речь о многих тысячах занятых. Что с людьми? Каким образом решается вопрос с теми, кто работал на линиях, которые сейчас приостановлены? - Конвейер BMW не работает уже три месяца. Ни один человек за это время не был уволен. За исключением единиц, кто захотел уйти по собственному желанию. У рабочих на конвейере – особый график работы – два через два. Два дня работают, два - отдыхают. В это время многие нашли себе другую работу. Кто-то работает на двух работах. Когда остановился конвейер BMW и мы предложили большей части сотрудников перейти на работу на другой производственной площадке, в микрорайоне им. А. Космодемьянского, некоторые не захотели. Для тех, кто не перевелся, объявлен простой с выплатой 2/3 заработка (согласно трудовому законодательству). В настоящее время коллектив вышел из отпуска. Производство частично ведется. Если в начале года выпускалось порядка 900 автомобилей в сутки, теперь – 200. Но продукция по большей части недоукомплектована. Это означает, что некоторые товарные детали (комплектующие) используются как технологические. Скажем, не хватает автомобильных плат, мы платы проводим по всему конвейеру, тестируем готовый автомобиль, снимаем и снова возвращаем на конвейер. Когда получим платы, мы готовый автомобиль доукомплектуем, еще раз протестируем и машина готова. Пока таким образом работаем. Это конечно, мучение, а не работа. Но надо что-то делать, чем-то загружать персонал. Остальных людей, которых мы не можем сегодня задействовать на площадке, мы направляем на строительство новых заводов, монтаж оборудования др. Мы строим новый жилой квартал, предлагаем временно устроиться на подработку на строительных работах в том числе и тем, кто в перспективе заинтересован там приобрести жилье по более низким ценам, с хорошими скидками, постараемся продавать по себестоимости. Мы очень хотим, чтобы люди остались у нас, поэтому пользуемся всеми способами, чтобы сохранить коллектив. В том числе советскими. Например, предлагаем бесплатные участки под огороды, чтобы люди могли сами что-то вырастить, сделать заготовки. - Даже в некоторых крупных американских изданиях пишут сейчас про раздачу земли сотрудникам «Автотор». Расскажите, пожалуйста, эту историю, чтобы люди тоже понимали, как рождаются новости. - У нас довольно большая социальная программа. Мы ежегодно тратим на социальные программы плюс-минус 500 млн рублей. На создание и оснащение физкультурно -оздоровительного комплекса «АВТОТОР -Арена» было направлено 50 млн евро. Большую программу ведем с Патриархией. Создали прекрасную православную гимназию. На это ушло около 45 млн евро. Полностью ее оборудовали. Очередь на следующий год в каждый класс. Рядом школы бесплатные. Здесь платно. Могу сказать, что детей олигархов там нет, более того, обучаются дети из неполных семей, дети военных. Есть у нас программа, по которой мы субсидируем обучение детей, у которых отцы военные или сотрудники правоохранительных органов, погибли при исполнении служебного долга. Нам пришлось на себя взять и обеспечение бесплатным питанием всех обучающихся. Несмотря на то, что по инициативе Президента начальные классы всех образовательных учреждений обеспечиваются горячим питанием за счет федерального бюджета, калининградская православная гимназия, «спасибо» областным депутатам, не вошла в этот список. У нас большое количество социальных программ, льгот и гарантий для сотрудников. Это и компенсация стоимости питания, и выплаты на подготовку к школе, выплаты к юбилейным датам и т.д. Более 40 различных программ по Коллективному договору. В нынешних условиях решили дополнить этот перечень. В собственности компании есть земля. Мы ее подготовили, вспахали и отдали в пользование работникам, по 10 соток каждому желающему. Чтобы они могли обустроить там свои огороды, поставить парники и вырастить что-то. Планируем в следующем году в Холмогоровке построить фермерскую ярмарку, где будем давать фермерам место для продажи продукции. Без посредников. Чтобы те, кому это интересно, могли планировать, мы сказали: на пять лет мы эту землю вам отдаем точно. Отдаем бесплатно. К этой ситуации все по-разному относятся. Я сколько читал отзывов – в основном издевательские. Кто-то использует это и в политических целях. Пишут: вот посмотрите, до чего Россия докатилась, голод, промышленность остановилась. Занимались производством BMW, а теперь пошли капать картошку. Эта идея понравилась и иностранной прессе. Недавно даже в New York Times вышла целая статья на эту тему, что, мол, санкции в отношении России настолько действенны , что там вообще все развалилось. Был завод БМВ, а теперь – колхоз по выращиванию картошки. Поэтому на тему перспективы я не очень бы хотел вдаваться в детали. Не знаешь сегодня, как твое слово отзовется. Я не хочу, чтобы нас использовали в качестве таких вот примеров. Спорт и «Автотор» - Отдельно хочется спросить про Турнир по самбо на Кубок основателя АВТОТОР В.И.Щербакова на упомянутой Вами «АВТОТОР-Арене». Именитые гости, легенды спорта. Более чем щедрый, даже по меркам всероссийских соревнований, призовой фонд... Что вас лично связывает с этим видом спорта? - Я тут посчитал - 22 тысячи 648 дней назад я точно так же как эти мальчишки выступал на больших соревнованиях, на юношеском всесоюзном первенстве. Сначала начинал заниматься боксом. Был молодой, характер задиристый – в общем, били меня часто. А так как мы – послевоенные дети питались не очень, были в основном хилые. Надоело проигрывать в драке, пошел сначала в бокс. Но сильно не понравилось, что все время бьют по голове и я ушел. Перешел в секцию рукопашного боя. А потом уже в училище начал заниматься в секции самбо. Считаю, что самбо – один из самых лучших видов единоборства. Главный вопрос здесь не в том, как поймать кого-то на прием. Выигрываешь в голове – схватку надо выигрывать до схватки. Ты должен понять, что соперник может, что он сейчас готовит, почему его нога стоит вот так и что он может из этого положения сделать. Ты все время думаешь и все время реактивно. Это воспитывает тебя внутри. Это очень строгий вид спорта. Если не додумал, ты тут же на лопатках. В 60-е я стал матером спорта. С ребятами, олимпийскими чемпионами - с Карелиным, Рудманом и другими - дружим много лет. Когда они приехали на наш ФОК и увидели все его возможности, предложили провести чемпионат. Хотели приурочить его к 25-летию АВТОТОР. Договорились. Потом выяснилось, что они переиграли, объявили Турнир на Кубок В.И.Щербакова. Ну а поскольку кубок моего имени, то и призы нужно было предоставить серьезные. Чтобы пацан пришел домой с победой, положил конверт с призовыми на стол и сказал отцу – вот я принес в семью сегодня больше, чем ты. Парень должен гордиться, бороться за первое место. Он должен себя уважать. За первое место установили приз - 56 тысяч рублей. 50 – наличными, 6 - на поход в спортивный магазин. Неизвестные факты об СССР - Недавно Вы выпустили книгу под названием «Крушение Советской империи». Что сподвигло Вас на эту работу? Продолжаете ли писать? - Был ковидный период. Все были в изоляции. Делать было особенно нечего. В последнее время увлекся мемуарной литературой. Особенно люблю читать про тот период, в котором сам жил и работал, о событиях, в которых так или иначе участвовал. Несколько книг о событиях того периода прочитал и вдруг просто взбесило. Я сел и, по существу, может месяца за два - часть написал, часть надиктовал. Потом, когда понял, что дальше с этой книгой я уже не справляюсь и закончить ее не могу - все-таки я не писатель - привлек автора, своего хорошего приятеля Николая Кротова, попросил его помочь доработать. Вместе с ним мы ее доработали. Как получилось, не знаю. Друзья хвалят, естественно, - они же друзья. Враги ничего не пишут. В этой книге есть очень много того, что люди вообще не знают. Потому что в книгах других авторов идут либо политические оценки, и это книги о том, что было сделано. А здесь о том, как было сделано и почему было принято такое решение, и какие были точки зрения на этот вопрос.

Отечественные автокомпоненты и полный переход на электромобили - основатель «Автотора» рассказал о планах по выходу из кризиса
© Kaskad.tv