Войти в почту

Китайцы пообещали заместить ушедшие японские грузовые бренды

В рамках очередного пакета санкций Япония вводит с 17 июня запрет на экспорт в Россию продукции, способствующей укреплению промышленной инфраструктуры России. "В связи с решением кабинета министров от 7 июня о введении запрета на экспорт в Россию продукции, способствующей укреплению промышленной инфраструктуры, с 17 июня будет введен запрет на поставки грузовых автомобилей, самосвалов, бульдозеров и другой техники", - цитируют японские издания слова министра экономики, торговли и промышленности Японии Коити Хагиуда. Аналогичный запрет в отношении экспорта в Россию уже ввел Европейский союз. О номенклатуре техники, поставки которой были прерваны, ранее подробно писала "Газета.Ru". В документе, размещенном на сайте японского министерства, среди разнообразного промышленного оборудования, запрещенного к экспорту в Россию, упоминаются грузовики полной массой от 5 тонн, прицепы и полуприцепы, специальные машины на автомобильном шасси, а также самосвалы, предназначенные для использования вне дорог. Также под запрет со стороны японских властей попали бульдозеры, экскаваторы, погрузчики и запчасти к колесной технике, используемой в портах, на складах и аэропортах. В грузовом сегменте на российском рынке присутствуют японские грузовые марки Isuzu, Fuso, Hino, карьерные самосвалы Komatsu, экскаваторы и спецтехника Hitachi и Kato. По данным аналитического агентства "Автостат", по итогам 2021 года продажи грузовиков в России увеличились на 33% и достигли объема почти 100 тыс. машин. При этом 36% рынка занимает российский "КамАЗ". Среди японских производителей грузовиков массой свыше 3,5 т наибольшие объемы продаж у марки Isuzu, до недавнего времени имевшей сборочное производство в Ульяновске помимо поставок импортных машин. По итогам 2021 года компания Isuzu реализовала в стране около 3 тыс. машин. "Газета.Ru" обратилась в российские представительства японских производителей грузовиков и спецтехники с вопросами о дальнейшей деятельности, а также гарантийной поддержке и сервисе уже реализованных машин. На момент публикации ответы в редакцию не поступили. "Fuso как марка примерно на 80% принадлежит бренду Daimler. Модельный ряд Isuzu достаточно широкий, но на российском рынке в основном были представлены среднетоннажные грузовики, полной массой от 6 тонн," - объясняет в беседе с "Газетой.Ru" главный редактор журнала "Коммерческий транспорт и технологии" Александр Солнцев. По его словам, альтернативой для японской техники в этом сегменте могут служить корейские грузовики Hyundai и Daewoo, о прекращении поставок которых не объявлялось, хотя сборка коммерческих машин Hyundai в Калининграде была приостановлена. В том же классе выступают российские "Валдай Next" от ГАЗа (с кабиной китайской марки Foton) и "КамАЗ Компас" (локализованный китайский JAC). Однако следует учитывать, что завод "КамАЗ" в первую очередь рассчитан на выпуск тяжелой техники, а легкая коммерческая версия "Компаса" еще не готова, указывает Солнцев. Из-за прекращения поставок японской спецтехники и грузовиков эксплуатирующие организации будут вынуждены принимать меры к продлению срока службы существующей, поскольку быстро заместить ее не получится, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. "Японские производители карьерной и строительной спецтехники не так масштабно представлены на российском рынке, как европейские и американские, но их суммарная доля может достигать 20%, - отмечает Бургазлиев в беседе с "Газетой.Ru". – Это проблема для всех, потому что эта техника надежна и японцы аккуратно соблюдали гарантийные обязательства". Линейки погрузчиков и экскаваторов есть у Hitachi, Komatsu продавала в России карьерные самосвалы, перечисляет эксперт. В случае с Isuzu у компании в нашей стране локализованы две модели небольшой и средней грузоподъемности, а самосвалы и тягачи компания в Россию импортировала. И наибольшие проблемы возникнут, если вместе с поставками готовых автомобилей будет запрещен и ввоз компонентов, добавляет он. Марки Hino запрет касается в полном объеме, поскольку ее продукция ввозилась из-за рубежа. "В качестве альтернативы можно рассматривать продукцию китайских компаний, особенно если в ее отношении будут послабления относительно уплаты утилизационного сбора. Но это не быстрый процесс", - заключил Бургазлиев. Китайские автокомпании уже с позитивом восприняли новость об отказе Японии от российского рынка спецтехники. "Мы рады планам Японии уйти с российского рынка экскаваторов и бульдозеров. По той простой причине, что наша компания поставляет спецтехнику китайского производителя и завода. Ожидаем, что спрос на нашу технику будет повышаться. Собственно говоря, за последние месяцы он уже повысился, поэтому на нас это решение уже отражается", - рассказали "Газете.Ru" в российском офисе компании "Фотон Машинери Групп" (бренд Foton). На вопрос сможет ли китайский импорт покрыть долю Японии на российском рынке, в Foton утверждают утвердительно. Общий рост спроса в России на свою технику в компании оценивают в 10-20%. Японскую технику, безусловно, можно заместить российской техникой или китайской, соглашается в разговоре с "Газетой.Ru" акционер "Чебоксарского завода силовых агрегатов" Григорий Болотин. Она будет менее производительной и комфортной, но более оптимальной, чем премиальная японская техника, по соотношению цены и качества, полагает он Вместе с уходом новой японской техники уйдут и официальные каналы поставки запчастей, но подавляющую часть расходников и деталей можно за несколько месяцев освоить на российских производствах, надеется Болотин.

Китайцы пообещали заместить ушедшие японские грузовые бренды
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости