20 лет бунтарю Infiniti FX
На рубеже веков рынок роскошных паркетников активно расширялся. Культовый X5 на десятилетия застолбил территорию за BMW. Acura сорвала покрывало с модели MDX. Porsche готовила сенсационный и жизненно необходимый Cayenne. Lexus собрал вокруг себя новую аудиторию благодаря RX. Все они нащупывали баланс между легковушками и техникой повышенной проходимости, предлагали высокий уровень комфорта и хорошие ездовые свойства. Знаменитому Infiniti FX, главному антагонисту «икс-пятого», удалось нечто большее: в его лице покупатели получили коктейль из паркетника и спорткара.
Если бы неплохо известный в России FX второго поколения был представителем животного мира, то заслуживал бы парадоксальное название «бульдожий кальмар» или что-то в этом роде. Ведь есть морские свинки и тигровые акулы, а некоторые разновидности шмелей вообще признаны калифорнийским судом… рыбами, чтобы на них распространился закон о защите исчезающих видов. Насекомых на удочку не ловить. Ну вы поняли.
Впрочем, кроссовер не всегда был бульдожьим кальмаром. Поначалу выглядел ледяной глыбой. На Детройтском мотор-шоу 2001 года компания показала концепт FX45 — граненый, с купеобразным силуэтом, откидным бортом багажника, выдвижной погрузочной площадкой, автоматически затемняющейся прозрачной крышей и 300-сильным V8 объемом 4,5 литра от седана Infiniti Q45.
Год спустя на NAIAS-2002 дебютировал полностью переработанный предсерийный шоу-кар. В тот момент по всей планете тихо заплакали бээмвэшники. Мачо-X5 утратил звание самого лихого в сегменте. «Эф-икс» смотрелся так, словно дизайнеров консультировали парни из AC/DC. Экстерьер наглый и бескомпромиссный, насколько это вообще совместимо с нормами морали!
До его появления художники европейских и японских марок пытались натянуть фирменную маску на многофункциональный кузов, как, например, в случае с «Кайеном». Infiniti нарушила негласное правило — создала автомобиль без оглядки на все свои прежние творения. FX сам творил историю и формировал новые корпоративные каноны стилистики.
А знаете, кем и чем вдохновлялся Хидео Комуро, автор оригинального FX? Никогда не догадаетесь! Как вспоминал впоследствии старший директор глобального дизайна Infiniti Таисуке Накамура, японским архитектором Сиро Кураматой: «Его работы очень простые и минималистичные. Точно так же есть что-то очень честное в функциональности и той философии, которую исповедует облик FX».
Производство началось осенью 2002-го. Начальный FX35 довольствовался 3,5-литровой атмосферной «шестеркой» VQ35DE (284 л.с. и 366 Нм), задним или полным приводом. Старший V8 VK45DE у безальтернативно полноприводного FX45 — это знакомый по сухопутной яхте Infiniti Q45 силач с титановыми клапанами, фазовращателями и впускным трактом переменной длины.
Отдача немного урезана: до 319 л.с. и 446 Нм против 345 л.с. и 451 Нм у «кушки». Хотя, конечно, этого вполне достаточно для прыжка до сотни в пределах 6,5 секунд, на уровне 342-сильного BMW X5 4.6iS. Ну а более скромный немецкий паркетник с мотором «четыре и четыре» глотал пыль и созерцал жерла выпускных патрубков оппонента.
Трансмиссией «Финикам» служил пятиступенчатый автомат и фирменная ниссановская система полного привода ATTESA E-TS (Advanced Total Traction Engineering System for All Electronic Torque Split) с муфтой отбора тяги на переднюю ось и возможностью транслировать тягу в пропорции от 0:100 до 50:50. Поэтому FX технически куда ближе к суперкару Skyline R34 GT-R, чем к своему не менее яркому ровеснику Nissan Murano.
Цифры, цифры… Но за ними водительские эмоции, которыми щедро одаривало и начальное исполнение. Американский журнал Car and Driver очень точно высказался о нем: «Infiniti FX35 показывает, как далеко зашло популярное в наши дни понятие «кроссовер». Toyota RAV4 или Honda Pilot являются типичными представителями. Они разработаны на легковых платформах, лишены раздаточной коробки с пониженной передачей и прочности внедорожников ралли «Париж-Дакар», но при этом смахивают на «джипы».
А вот FX выглядит мускулистым крепышом в духе Dodge Viper, а не трактором Caterpillar с квадратными «плечами». Оформление салона стильное и изящное. А еще у этого FX35 нет полного привода. Он направляет все свои 284 лошадиных сил на задние колеса...»
В теплых южных штатах мотору, наверное, ни к чему крутить все четыре движителя. Главное, даже в таком, пардон, кастрированном форм-факторе Infiniti — приносящая удовольствие задиристая штуковина.
Снова процитируем коллег из Car and Driver. На сей раз речь о топ-модификации: «BMW X5 доказал, что существует рынок внедорожников, которые в большей степени софкусированы на дорогах с твердым покрытием, нежели на проходимости. Мы оценили сочетание запаса внутреннего пространства, обзорности и отзывчивости на управляющие действия. Теперь Infiniti выводит концепцию на новый уровень со своим новым FX45. Он является заменой обычному QX4 и воплощает идею успешного скрещивания внедорожника со спортивным автомобилем».
Про спорткар упомянули не для красного словца. «Финик» построен на платформе FM с продольной компоновкой силового агрегата. Она же легла в основу линейки 350Z/Nissan Fairlady Z и G/Nissan Skyline. Спереди стойки МакФерсон, сзади многорычажка и много-много алюминия. Шины Goodyear Eagle RS-A 265/50 R20 в первичной комплектации позволяли могучему «сорок пятому» держаться за асфальт бульдожьей хваткой и развивать боковые перегрузки в 0,87 g.
Низкая посадка, богатая отделка кожей и алюминием, достаточно узкое боковое остекление, пухлый кузов и боевой темперамент создавали у водителя иллюзию управления спортивным купе. Увы, иногда в ассоциативную цепочку встраивались не самые приятные звенья. Как отмечали американцы, жесткая подвеска подробно повторяла профиль городских улиц. Лишь на гладких шоссе шасси позволяло облегченно выдохнуть.
Дискомфорт компенсируют достойные ездовые свойства: «Благодаря жестким пружинам, тугим амортизаторам и толстым стабилизаторам поперечной устойчивости FX45 с исключительной точностью ведет себя на извилистой дороге. Крены кузова минимальны, рулевое управление превосходно, а общий баланс управляемости на удивление нейтрален, когда вы действительно начинаете раздвигать его границы».
На заре нулевых рынок США получил рафинированную модель с хорошими манерами. Жаль, ее оценили не сказать, что многие. Больше всего «эф-иксов» — 30 964 экземпляр — продано в 2004 году. После этого сбыт неуклонно катился вниз. Для сравнения, американский спрос на BMW X5 в те времена, как правило, находился в районе 40-тысячной отметки и, кстати, был далеко от своего пика. А комфортабельный, но не такой задорный Lexus RX расходился втрое превосходящими тиражами.
Не помог ни рестайлинг 2006 года с умеренными внешними изменениями и расширением перечня оборудования, ни запуск следующей итерации на Женевской выставке 2008 и выход на европейские рынки. Вот так и рождаются непризнанные гении! Кроссовер сохранил узнаваемый силуэт, но преобразился. Деталировка еще более гипертрофированная и агрессивная: передние крылья и края капота раздуты, бока перекачаны, а по краям от широченной радиаторной решетки примостились прищуренные глазки. Немецкие соперники FX — это боевые механизмы. Сам он — живое хищное создание. Скользящий в транспортном потоке кальмар. Или все-таки скат?…
При смене поколений колесная база выросла с 2850 мм до 2885 мм, увеличив запас пространства в салоне. Багажник, правда, куцый, но этот грешок искупается характером. Веселый и высокооборотный двигатель с красной зоной тахометра от 7500 об/мин на втором FX35 сохранил объем «три и пять», но, как поговаривают, переработан более чем на 80% и подчеркивает свою особенность индексом VQ35HR (High Revolution). По динамике шестицилиндровый кроссовер с выросшей до 307 л.с. при 6800 об/мин отдачей и первым в истории марки семиступенчатым «автоматом» приблизился к старому FX45.
Практически одновременно дебютировал FX37 в европейской спецификации с 325-сильным VQ37VHR объемом 3,7 литра и спринтом за 5,8 секунды. Моё знакомство с версией FX37 S (21-дюймовые колесные диски, электронноуправляемые амортизаторы, спортивные кресла) состоялось более десяти лет назад на Дмитровском полигоне и его окрестностях. Не автомобиль, а источник радости, дофамина и магии! Знакомые подмосковные дороги, надоедливые светофоры… Но солнце светит ярче, врывающиеся в салон запахи травы и цветов насыщеннее. И душа поет! Мгновения счастья от взаимодействия с эмоциональной машиной, которая сливается с человеческой плотью во всемогущий кибернетический организм. Ах, это плотное шасси и классно настроенный силовой агрегат, вы навсегда в моем сердце!
Щепотку перца в гамму впечатлений добавляет вид через лобовое стекло: в нем маячат широченные крылья а-ля Dodge Viper. Кстати, это не случайная аналогия — у второго «эф-икса» коэффициент аэродинамического сопротивления снижен с 0.37 до 0.35. Прямо как у раннего купе GTS из девяностых!
Кроме FX37 компания предложила прижимистым европейцам и отечественным пользователям FX30d с 3,0-литровой турбодизельной «шестеркой» V9X (240 л.с. и 550 Нм). Но в плане мирских страстей наиболее интересен FX50. В первую очередь, новым V8 VK50VE объемом 5,0 литров. Почти четыреста лошадиных сил и полтысячи Ньютон-метров — серьезная заявка безо всяких скидок на эпоху и уровень развития технологий.
Американские журналисты пришли в трепет от разгона до 100 км/ч за пять секунд, но критиковали зубодробительный ход и богатырский аппетит, попутно признавая, что младшая модификация приятнее будет. Руль полегче, подвеска справляется лучше и в целом ощущения более легковые. Хотя надо отдать должное платформе FM с ее близкой к половинчатой развесовкой вне зависимости от вариации: 53:47 у полноприводного FX35 и 54:46 у «пятидесятого». К слову, у последнего кроме злющего мотора имеется достаточный арсенал чтобы не дать заскучать водителю, начиная холодком магниевых подрулевых переключателей-лепестков и заканчивая полноуправляемым шасси в составе Sport Package.
Весной 2013 года имя кануло в лету. Производитель поменял номенклатуру названий — с тех пор все они начинаются с литеры Q, а в случае с кроссоверами к ней добавляется X. Поначалу царила путаница и неразбериха, но постепенно все привыкли, поняли и простили. «Эф-икс» превратился в QX70, но остался верен себе. Почти. После 2014-го прекратился выпуск версии с 5,0-литровой «восьмеркой». Палитра сжалась до машин с турбодизелем и бензиновым «три и семь».
Мечта всех поклонников кроссовера — редкий FX Vettel Edition. Более десяти лет назад немецкий гонщик Себастьян Феттель, который тогда выступал за формульную команду Infiniti Red Bull Racing, решил сделать из своего «корпоративного» Infiniti FX50 S Premium нечто уникальное. Его задумка воплотилась в концепте 2011 года. На Женевском мотор-шоу 2012 года анонсировали серийную версию, идентичную экспериментальной на 95 процентов.
Доработки машины «от Феттеля» комплексные. Дизайнер Широ Накамура вдохновлялся обликом болида Red Bull Racing RB8 и постарался уподобить ему FX с помощью видоизмененного переднего и заднего бампера, накладок на пороги и заднего спойлера. Получилось красиво и функционально: прижимная сила выросла на 30 процентов, а коэффициент аэродинамического сопротивления снижен на 5 процентов. Спортивная выпускная система повысила отдачу мотора V8 до 420 л.с. и 520 Нм. Разгон до 100 км/ч занимал 5,6 секунды. Подвеску модифицировали спортивными пружинами.
Внутри, как несложно догадаться, почти вся отделка выполнена из углеволокна, сиденья обиты алькантарой. Всего выпущено 150 экземпляров, из которых полсотни — для российского рынка.
В 2017 году Infiniti сошел со сцены, так и не получив наследника. Петролхеды взгрустнули, но, похоже, отряд не заметил потери бойца. Бунтарский FX на первом этапе поддержал рыночную статистику марки и привлек новых поклонников под ее знамена. Но на момент завершения карьеры он уступал громадному QX80 (до ребрендинга — QX56) по продажам с более чем двукратной разницей. Драйверскому характеру и тесноватому салону покупатели предпочли полноразмерник с интерьером-дворцом.
Лишь в 2020-м Infiniti сподобилась на купеобразный QX55 в качестве идеологического преемника. Правда, на плюс-минус похожем силуэте все и заканчивается. Более скромные размеры, переднеприводная платформа и поперечно расположенная 2,0-литровая «турбочетверка» KR20DDET с переменной степенью сжатия разрывают любые родственные связи.
Второе рождение FX кажется маловероятным. Очень уж сильны позиции европейского премиума в среднеразмерном сегменте. Зато в наличии пока еще отнюдь не растерявшая силу подержанная техника. Спасибо тебе, бульдожий кальмар, за чудесные мгновения! Надеюсь, еще свидимся. /m
Войдет в учебники: как запускали самый первый Infiniti
Infiniti QX55: наследник легендарного «финика» FX
Кимоно, оригами и рябь на пруду: каким получился новый Infiniti QX60