Войти в почту

Мечта маньяка-семьянина: крутые японские универсалы

Мечта маньяка-семьянина: крутые японские универсалы
© Motor.ru

В России не любят универсалы, и это очень печально. Обидный штамп автомобиля для едущего на дачу ботаника совершенно не соответствует действительности. А даже если и соответствует, хуже от этого многофункциональные машины не становятся. Универсал — это удобство, практичность и хороший вкус! А иногда — выбор петролхеда. Истории известна когорта реактивных «сараев» от европейских премиальных брендов. У японцев тоже есть шустрая грузопассажирская техника. Точнее, была. Целая армия для JDM (Japanese Domestic Market), внутреннего рынка страны.

Давайте для разогрева вспомним Altezza Gita, она же SportCross за пределами Японии. С завода у нее 2,0-литровый четырехцилиндровый 3S-GE, «шестерка» 1G-FE того же объема и славный трехлитровый 2JZ-GE (217 л.с.). Чугунный гигант в более компактной, нежели современный универсал машине? Почему бы и нет! С задним приводом сочеталась пятиступенчатая автоматическая коробка передач, а с полным — четырехступенчатая.

Жаль, что Gita обделена веселым крутильным мотором 3S-GE BEAMS (Breakthrough Engine with Advanced Mechanism System). Пятая итерация с фазовращателями на впускном и выпускном распредвалу встречается только на седане Altezza RS200. Мощность при наличии шестиступенчатой механической коробки передач — 210 л.с. при 7600 об/мин. С автоматической КП характеристики чуть скромнее — 200 л.с. при 7000 об/мин, а пиковые 216 Нм достигаются при более низких оборотах.

И все-таки в линейке Toyota были готовые выполнять широкий спектр задач автомобили с бодрым атмосферником — Sprinter Carib BZ Touring/Corolla BZ Touring. «Спринтер» и «Королла» — это поразительно выносливые и живучие «ослики». Но с 1,6-литровым 4A-GE они превращались в нечто большее. Некоторые наши зарубежные коллеги называют их спорткаром Corolla Levin BZ-R в практичном форм-факторе, и с этим сложно поспорить. Пятая эволюция двигателя (известна как Black Top за клапанную крышку черного цвета), как и предшествующая, интересна двадцатиклапанной головкой блока цилиндров, четырьмя индивидуальными дроссельными заслонками и системой изменения фаз газораспределения. Все это великолепие настроено агрессивнее прежнего. Степень сжатия повышена до 11,1:1. Итого — 167 л.с. при 7800 об/мин. Привет высокооборотным «» из второй половины девяностых!

Пока еще на просторах России попадается некогда популярная Caldina GT-T (ST215W) на базе второго поколения 1997–2002 годов. «Калдина» — это кузен европейского Avensis, но не его точная копия. Например, заряженная версия предназначалась только для внутреннего рынка Японии.

Снаружи GT-T отличается другими бамперами, накладками на пороги и аж двумя спойлерами на крышке багажника. Видок боевой, словно Toyota только что выехала из тюнинг-центра. Похожим образом выглядела вариация GT, но у нее нет такой характерной особенности «джи-ти-ти», как воздухозаборника на капоте. Аналогии с вполне уместны: у Caldina под ним тоже прячется интеркулер.

Известная по спортккупе Celica GT-Four и среднемоторной легенде MR2 двухлитровая «турбочетверка» 3S-GTE представлена в еще более высокой степени форсировки: 260 л.с. и 324 Нм. Привод полный. Разгон до 100 км/ч за 6,4–6,5 секунды в зависимости от типа коробки передач.

К 2002-му подоспела новая Caldina, а вместе с ней обретший вторую молодость быстроходный «сарай». На сей раз он назывался GT-Four и смотрелся просто сногсшибательно, однако по силовому агрегату во многом повторял старичка.

Огромный Estate Athlete V (JZS171W) 1999–2003 годов из племени восьмых «Краунов» — вершина тойотовского универсалостроения! Победная комбинация роскошного велюрового салона, просторного грузового отсека и готовой сорвать задние колеса в дым мощи. Модификация весьма редкая: построено 5012 штук. Вдвое меньше, чем седанов.

Только Athlete V среди всех Crown комплектовался рядным шестикотловым 1JZ-GTE объемом 2,5 литра. «Младший брат» известного колоссальным потенциалом 2JZ-GTE не лыком шит. У него турбокомпрессор и система изменения фаз газораспределения. Мощность (280 л.с.) идентична таковой у «первого джея» до обновления с двумя турбонагнетателями и без VVT-i, но эластичность заметно лучше — 379 Нм доступны уже при 2400 об/мин. Напомним, 1JZ-GTE прославил и другие «Тойоты» с классической компоновкой. В частности, гран-турер Soarer 2,5 GT-T и, конечно, культовые спортседаны Chaser Tourer V и Mark II Tourer V.

Crown Athlete V Estate — не единственная многофункциональная Toyota с наддувным «джейзетом». Как не вспомнить здоровяка Mark II Blit 2,5 iR-V (2002–2007 годов)! Он делил шасси с последними «маркообразными» (X110) и совсем не походил на четырехдверного тезку, а в итоге передал эстафету переднеприводному минивэну Mark X ZIO. И куда только катится этот мир?…

Subaru

«Созвездие плеяд» едва ли не единственный японский производитель с шустрым универсалом в гамме. Современная модель Levorg — это дань уважения многолетней традиции. Ее начала Legacy, хотя, полагаем, в сознании петролхедов быстрые «спортвагоны» Subaru в первую очередь ассоциируются со знаменитыми Impreza WRX (GF8) и WRX STI, а также европейской GT. Классные автомобили! Драйверские, с оппозитными «турбочетверками» EJ20 мощностью от 211 л.с. и стандартным полным приводом, способные по сей день доставить море радости. Но был и другой герой — Impreza Gravel Express.

«Гравийный экспресс» выпускался всего-навсего с 1995 по 1996 год и тихо ушел со сцены из-за низкого спроса. Покупатели откровенно не поняли специфичный антураж: к увеличенному дорожному просвету и двухцветной окраске прилагался полноценный передний кенгурятник и запасное колесо в чехле за пятой дверью. Гибрид легковушки и внедорожника довольно бодро ехал по любому покрытию, благо 2,0-литровый наддувный двигатель (220 л.с.) и энергоемкая подвеска позволяли. В настоящее время найти Gravel Express очень сложно. Как отмечает новозеландский сайт Garage Dreams, большинство машин эксплуатировалось в тяжелых условиях и их никто особо не щадил.

Спортивные Legacy, разумеется, не такие дефицитные. Перечислять всех и каждого мы не станем, иначе наш рассказ превратится как минимум в «Войну и мир». Лучше вспомним самые интересные и харизматичные. Заряженные грузопассажирские версии появились еще на рубеже восьмидесятых-девяностых и уже во втором поколении вышли на отметку в 280 л.с. благодаря двойному наддуву. В частности, столько у GT-B с мотором EJ20R и механической коробкой передач.

Тем, кому следующая Legacy GT (276 л.с. с механической КП и 265 л.с. с автоматической) казалась обыденной, предлагался Blitzen. Помню, как двадцать лет назад автомобильная пресса удивлялась происхождению «молнии»: к ее эффектному и яркому экстерьеру приложили руку дизайнеры ! Начинка почти традиционная, если бы не одно обстоятельство — 280-сильный агрегат состыкован с первой в истории дорожных Subaru секвентальной автоматической коробкой передач Aisin.

Blitzen фигурировали и в четвертом колене, но здесь фокус стоит навести на STI S402. Почему «четыреста два»? Потому что таков тираж седанов и универсалов с оснащенным двухпоточным турбокомпрессором двигателем «два и пять» (285 л.с. и 392 Нм при 2000–4800 об/мин), амортизаторами Bilstein, тормозами Brembo от Impreza Type RA-R и 18-дюймовыми колесными дисками BBS.

Среди пятых Legacy внимания достойна модификация 2,5 GT tS (tuned by STI). Это не полноценная «стишка», а обласканная инженерами спортивного подразделения вариация. Они взяли шестьсот седанов и универсалов с EJ255 и настроили их для более острой эмоциональной езды. Стойки Bilstein с более жесткими пружинами, растяжка под капотом и другие элементы дополнительного усиления кузова, спортивная выхлопная система, спойлеры и, конечно, факт ограниченности серии определенно давали чувство превосходства.

Королева дрифта Silvia трех последних итераций — самый знаменитый обладатель 2,0-литровой «турбочетверки» SR20DET. Впрочем, не одной ей так повезло. Пакетик сока с отличным потенциалом ставили на минивэн Liberty GT4 Higway Star, кроссоверообразный R’nessa GT Turbo и другие модели. Ну а нас в первую очередь интересует Avenir Salut GT Turbo (W10).

Это не что иное, как внутрияпонский со всеми фишками в стиле JDM — полным приводом, 210 лошадиными силами, автоматической коробкой передач и боевым экстерьером. Во втором поколении он получил название GT4 и прибавку в 20 л.с.

Среди поклонников знаменитого суперкупе Skyline GT-R наверняка хватает желающих совместить его высокотехнологичную начинку и практичный кузов. Что ж, понимаем и разделяем! Можно заняться масштабным ультрадорогим своп-проектом, но есть вариант для истинных самураев — попробовать отыскать уникальный RS260 Autech Version. Суть Skyline GT-R Wagon. Придется постараться, ибо с ноября 1997 по март 2001 года выпущено всего 1734 штук. Но квест того стоит!

За «Стейджией» (WC34) второй половины девяностых зарезервировали линейку рядных «шестерок», включая RB25DET NEO объемом 2,5 литра с наддувом и модернизированной головкой блока цилиндров. Но только Stagea 260RS от придворного тюнинг-ателье Autech достался легендарный мотор «гэтера» — 2,6-литровый RB26DETT (280 л.с.) с двумя параллельно работающими турбокомпрессорами и шестью дроссельными заслонками. Система полного привода ATTESA E-TS позаимствована у GT-R R33. В рецепт приготовления суперуниверсала мечты вошел задний самоблокирующийся дифференциал, спортивная подвеска, растяжка между опорами передних стоек, более толстый задний стабилизатор поперечной устойчивости, тормоза Brembo, аэродинамический обвес и 17-дюймовые колесные диски BBS.

В следующем поколении (M35) столь экзотичного и харизматичного автомобиля уже не было. Тем не менее, быстрые полноприводники сохранились в лице 250tRS Four V и RX Four с турбонаддувным V6 VQ25DET или заряженного атмосферным VQ35DE «три и пять» заднеприводного скорохода Stagea 350S. Все они развивают 280 л.с.

Мимо этого Nissan мы просто не могли пройти! Знакомьтесь, малоизвестный EXA (в Северной Америке — Pulsar NX). Сперва он представлял собой купе и кабриолет, а во второй половине восьмидесятых превратился в трансформер. Крышка багажника у трехобъемного варианта демонтируется и меняется на подъемный колпак. С ним EXA превращается в шутинг-брейк, трехдверный спортуниверсал. Привод у стиляги передний. Моторы безнаддувные объемом 1,6 и 1,8 литра.

В палитре Mitsubishi Motors тоже есть «единорог», которого можно долго преследовать, но так и не поймать. Первая встреча с ним гарантированно удивит. Еще бы, пятидверка Lancer с широченными крыльями и передней частью от спорткара Evolution IX наверняка заставит призадуматься о стоимости и сложности переделки гражданской машины в псевдораллийную. Только не падайте, но Evolution Wagon — заводской проект. Просто не слишком известный.

Он построен с использованием 2,0-литрового турбонаддувного 4G63T с системой изменения фаз газораспределения MIVEC от девятого Evo и его полного привода с блокируемым многодисковой муфтой межосевым дифференциалом ACD (Active Center Differential). Покупатели выбирали из версии GT с шестиступенчатой механической коробкой передач и оснащенной пятиступенчатым «автоматом» GT-A. У последней более компактный турбокомпрессор и поменьше отдача — 272 л.с. и 343 Нм против 280 л.с. и 392 Нм.

Первоначально компания планировала выпустить 2500 экземпляров, но, по данным некоторых источников, в итоге расщедрилась на 2924 единицы. Нынче такую днем с огнем не сыщешь, так что желающим резвый многоцелевой Mitsubishi стоит обратить внимание на полноприводный Legnum VR-4. Топ-модель в гамме восьмого Galant достойна считаться одним из самых красивых японских спортуниверсалов. Техника не отстает от экстерьера.

«Веер» разгоняет тоску поперечно расположенным 280-сильным V6 6A13TT объемом 2,5 литра с двумя турбокомпрессорами. Вышестоящий Type S покруче базового варианта Type V: на него стандартно ставился адаптивный «автомат» INVECS-II и даже задний активный дифференциал AYC (Active Yaw Control). Со всем этим добром «сарай» взлетал очень бодро. Поговаривают, в пределах шести секунд до 100 км/ч. /m

и другие универсалы, которых никогда не было