Войти в почту

«Автопром - это всегда международная кооперация, но нынешняя обстановка заставляет думать о локализации»

Николай Николаевич, в июне на ПМЭФ-2022 «Синара – Транспортные Машины» презентовала троллейбус. Сегодня на «Иннопроме» вы представляете электробус. Внешне они очень похоже, так специально задумано?– Первая машина нашего семейства городских машин, которую мы представили на ПМЭФ-2022 меньше месяца назад – это троллейбус с автономным ходом. Электробус – вторая машина. Еще будут автобусы на газомоторном и дизельном топливе. Их можно спутать, все семейство выглядит абсолютно идентично – один дизайн. Это называет унификация. Например, у электробуса с троллейбусом унификация около 86%. Она задумана для того, чтобы, производя на одной площадке практически не приходилось перестраиваться. То есть поставщик, который привозит, допустим, экстерьерный пластик, переднюю маску, элементы крыши и боковины, даже не знает на какую машину пойдет деталь: троллейбус, электробус или потом автобус будет. Комплектующие одинаковые мы сами определяем, куда их направить. То же самое с большинством элементов салона. С точки зрения производства – это очень удобно, с точки зрения сервиса и обслуживания машины – это тоже удобно, потому если в городе есть и электробус, и автобус, то их «жертвенная часть» – то, что чаще всего бьется – они у машин одинаковые. Например, есть в городе один транспортный оператор или одна сервисная организация, они могут иметь один запас деталей, который подойдет обеим моделям транспорта. Первые машины вот такого дизайна начнут работать в этом году в рамках концессии в Челябинске. «Синара» подписала соглашение с правительством Южного Урала, по которому реконструирует в столице региона сервисную, зарядную инфраструктуру электрического городского транспорта, модернизирует подвижной состав. Всего в рамках концессии в Челябинске появится 168 троллейбусов «Синара», 20 из них – уже в текущем году. Машины будут собирать в Челябинске на площадке Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ). Почему выбрана эта площадка? – Все производство колесных машин холдинга «Синара – Транспортные машины» будет в Челябинске. Мы выбрали этот город потому, что у нас достаточно много активных планов по его развитию. Во-первых, у нас заключена троллейбусная концессия в этом регионе, а во-вторых, мы нашли взаимопонимание с ЧТПЗ, у которых на промплощадке есть необходимые для нашего развертывания производства неиспользуемые мощности. В итоге мы берем в долгосрочную аренду неиспользуемые площади цехов и строим свое производство. Челябинский трубопрокатный завод – они не сборщики, они не делают транспорт, и мы не планируем использовать из рабочую силу, это принципиально новая история и порядка 500 новых рабочих мест.Производство не открывают ради одного заказа, потому что есть эффект масштаба. Производить 100 штук там, а 100 штук здесь – никто так не делает. Поэтому все производство колесных машин холдинга «Синара – Транспортные машины» будет в Челябинске. Мы сейчас начинаем промышленную площадку готовить, а с февраля 2023 года у нас стартует серийное производство. Первая фаза – 350 единиц моделей всей линейки в год. Как только мы будем видеть, что производство заполнено, что думаю произойдет достаточно быстро, у нас начинается вторая фаза – 1,5 тыс. единиц в год. Мы сейчас первый цех заполним, потом, при необходимости, достроим второй. Инфраструктура вся есть. И мы, естественно, рассчитываем на заказы от разных регионов. Насколько производство городского колесных машин независимо от импорта? – В пилотных образцах троллейбуса и электробуса импортная составляющая порядка 20-25%. Весь мировой автопром во всем мире всегда был интегрирован друг в друга. То есть ни одна страна, если даже взять саму передовую страну по автопрому, сама все не производит, автопром построен так, что это всегда международная кооперация. Конечно, нынешняя обстановка заставляет думать о локализации. Есть те вещи, которые уже локализованы. Допустим на образце с «Иннопрома» еще передняя подвеска стоит импортная, потому что машина проектировалась и начала изготавливаться еще в прошло мгоду. Но в серии передняя подвеска будет уже российская. В кузове российское почти все: сталь – большая часть номенклатура ТМК, пластик внешний и интерьерный, элементы салона, сидения, пол, поручни, большая часть оборудования кабины водителя, стекло. То есть на самом деле, машина процентов на 80% российская.Если говорить про электробус, то топливные ячейки батарей в РФ не производятся, весь мир покупает их в Юго-Восточной Азии. Раньше лидер в сфере была Япония, потом Корея, теперь Китай. И у них покупает весь мир, в том числе Европа, которая производит много электромобилей. Но покупая ячейки, сам батарейный блок и систему управления батарейным блоком – все это мы делаем сами. Поэтому здесь в смысле импорта зависим не больше, чем любая другая страна, передовая с точки зрения автопрома. В каких городах в ближайшее время можно будет увидеть транспорт «Синара»? В каких тендерах холдинг планирует участвовать в этом году?– У нас есть планы в разные города поставлять, но тут вопрос деликатный, пока не состоялось – обычно не афишируем. Вообще все в муниципальных заказах определяется на тендере. Но предварительную работу с городами, чтобы город понимал какая машина, мы, конечно же, ведем. Общаемся со многими крупными городами, со всеми миллионниками работаем. Но до конца года ни в каких тендерах мы не планируем заявляться. Нам надо готовить серийное производство, поскольку оно запускается только в следующем году – первые 20 штук в этом году мы делаем на опытном производстве в Санкт-Петербурге. Переговоры, конечно, сейчас идут, но надеюсь все тендеры будут со следующего года. Пока мы ориентируемся на тендеры любого города, в том числе Москвы. Москва – крупнейший по парку электробусов город в Европе – 1 тысяча машин, следующий идет Лондон, у них порядка 700.

«Автопром - это всегда международная кооперация, но нынешняя обстановка заставляет думать о локализации»
© УралПолит.Ru