«АвтоВАЗ» собирается заняться разработкой мифического автомобиля
Руководство «АвтоВАЗа» заявило о планах создания нового семейства машин С-класса полностью отечественной разработки. О размерах вложений в данный проект пока ничего не известно, но сама концепция «изобретения велосипеда» навевает нехорошие мысли. Сейчас не до жиру, делать своё и уникальное нет никакого смысла, а подобные планы говорят лишь о желании «освоить» деньги.
«АвтоВАЗ» в долгосрочной перспективе планирует использовать совершенно новую российскую платформу. Да, будет целая линейка, целое семейство моделей. Наши покупатели вполне заслуженно и обоснованно хотят ездить на современных автомобилях, поэтому перед «АвтоВАЗом» стоит задача глубокой локализации для достижения технологического суверенитета в автопроме. Это потребует инвестиций не только со стороны «АвтоВАЗа», но и со стороны наших поставщиков, партнеров и производителей автокомпонентов. Безусловно, рассчитываем и на поддержку государства», — заявил президент компании Максим Соколов.
И «замахнулся» на С-класс. Который ещё недавно на заводе выпускался, а теперь его нет. Семейство 2108-2110 — «Приора» как раз такого типоразмера, хотя, конечно, в нынешних реалиях это, скорее, В-класс. Автомобили постоянно растут в размерах, 20-летний D-класс подчас меньше современного С-класса.
«Платформа-2108» была полностью отечественной разработки, тогда на заводе трудилось мощное КБ. Сейчас такового нет — разогнали. Начали ещё до французов, а они лишь завершили разгром.
«Уничтожен научно-технологический комплекс по разработке новых технологий автомобильного производства. C закрытием «Опытно-промышленного производства» и тотальным сокращением кадров НТЦ автозавод лишился возможности создавать что-либо новое, превращаясь в «отверточное» производство. Ликвидированы самодостаточные дочки автозавода «ВИС-АВТО» и «Супер-Авто», создававшие спецавтосредства для медицины, МЧС и других экстренных служб, а также ведущие уникальные инновационные разработки», — ещё в 2016 году возмущался депутат Госдумы (КПРФ) Леонид Калашников.
Каким макаром гражданин Соколов собирается создавать новую платформу непонятно. Далеко не всем мировым автопроизводителям это по плечу, причём порой там масштабы покруче, чем в Тольятти. Прежние инженерно-технические кадры на завод возвращаться не собираются, так как сотрудничать с профессиональным чиновником у них нет желания. Это не предположение, а, так сказать, инсайд.
Я не верю, что «АвтоВАЗ» способен своими силами что-либо сделать в сегодняшних условиях. А когда компания говорит про инвестиции… Кто будет их осуществлять? Государство за счет налогоплательщиков? Не думаю, так как слишком много других расходов имеется. Частные российские инвесторы в сегодняшних условиях вкладываться не будут, также, как и иностранные», — уверен председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.
Порядка миллиарда долларов при наличии мощной команды инженеров и возможности заказывать комплектующие у «смежников». Примерно таков порядок затрат на принципиально новую платформу. То есть десятки миллиардов рублей. А ещё инженеры отсутствуют, а отечественные производители автокомпонентов в бедственном положении. Многих заводов вообще нет.
Задача, как несложно догадаться, непосильная. Плюс присутствует совершенно безграмотный подход. Находясь на уровне каменного века или около того, наши бонзы вещают, что мы сейчас напряжёмся и быстренько родим (против шерсти) сразу же что-то типа современного Mercedes. Не осилим. Хотя он нам и не нужен, требуется нечто недорогое, простое, надёжное и ремонтопригодное. Не «хайтек», как раз наоборот.
Около трёх десятилетий назад примерно в таком же положении находились Южная Корея и КНР. Они не стали «изобретать велосипед» и взяли готовые образцы. На отдельные агрегаты купили лицензии, а что-то и тупо спёрли. И ничего, никто не возмутился. Собственно, хороший пример для подражания.
К примеру, огромный южнокорейской чеболь (де-юре частный, а де-факто государственный концерн) Daewoo купил у немцев лицензию на Opel Kadett E, именно от этой машины и произошла всем нам знакомая Nexia.
Чеболь Hyundai приобрёл лицензию на Mitsubishi Pajero первого поколения, и даже сейчас в машинах данного производителя продолжают жить японские конструкторские решения. Как несложно догадаться, у Daewoo и Hyundai денег немного побольше, чем у «АвтоВАЗа». Но они умеют распоряжаться ими грамотно.
В настоящий момент на конвейере волжского «автограда» всего одна легковушка — «Гранта», наследница «Калины». В общем-то, катастрофа, завод работает всего на пяток процентов от своей мощности. И вскоре окончательно потеряет рынок — покупатели уйдут к китайским производителям.
Как говорится, «нужно что-то делать, нужно куда-то ехать». Причём срочно. В противном случае «АвтоВАЗ» вскоре помрёт. Если не до конца этого года, то в 2023-м точно. А начать стоит с того, что стоит взять палку и крепко дать по загребущим рукам руководству предприятия. Никаких прожектов, нужно налаживать выпуск машин сейчас. Не отходя от кассы.
Деньги в казне есть, более чем. Нужен С-класс? А японцам нужно наше сырьё, да и морепродукты тоже. Можно организовать сделку «баш на баш» и купить лицензию, к примеру, на Mitsubishi Lancer IX, который в народе называют «японский жигуль». Простая крепкая машинка, надёжная и ремонтопригодная, неприхотливые моторы 4G18 и 4G63, способны переваривать наш 92-й. Да, есть что улучшить. К примеру, по комфорту, по бортовой электронике (мультимедиа), да и оптику не помешало бы поставить светотдиодную. То есть произвести небольшой тюнинг-рестайлинг. И вот он — новый недорогой российский автомобиль С-класса. Быстро и просто.
Не нравится Mitsubishi? Есть аналоги от Toyota, тоже отличные. В общем, варианты имеются. Аналогично можно спасти УАЗ, купив для него лицензию на какой-нибудь старенький TLC 80. Или не TLC, а Pajero II – легендарная была машина, до сих пор очень ценится.
Минимум электроники, максимум механики, а всякие светодиодные модули в фары и прочие магнитолы можно на первых порах закупать в КНР. Пока сами не научимся делать. Научимся, никуда не денемся. Если, конечно, найдём управу на чиновников, которым всё это не надо — их мысли не идут дальше сиюминутного воровства. А вор, как учил Володя Шарапов, должен сидеть в тюрьме.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2021 году в РФ было продано 1,514 млн. новых легковых автомобилей, из них отечественных — около 315 тысяч. Согласно пессимистическому прогнозу этой же конторы, в 2022-м рынок схлопнется в два раза, то есть половина иностранного предложения уйдёт. Но при этом исчезнет и 90-95% российских машин, то есть вместе с дефицитом авто как таковым мы получим и мощный репутационный удар. Уже даже Иран собирается помогать России восстанавливать автопром, скоро дойдёт и до Гондураса.
А пока в Тольятти стоило бы вернуть на конвейер знаменитую «девяточку». Согласно данным компании «АвтоСТАТ-Инфо», наибольшей популярностью на вторичном рынке сейчас пользуется ВАЗ-2114 (рейстайлинговый ВАЗ-2109). Купят его и новый, благо, машина известная и многими любимая. Да и без вариантов, иного-то нет. В принципе, пока будет налаживаться производство лицензионных иномарок, можно успеть сделать «зубиле» ещё один рестайлинг. Платформа хорошая, да и запчастей много.
Что же касается «старости», то стоит вспомнить про Ford Focus – нынче уже выпускается четвёртое поколение данного авто, а платформа не менялась! То есть четверть века — машина была разработана в 1997 году и вышла на рынок в 1998-м. Похвальный консерватизм. Впрочем, от добра добра и не ищут.