Китайское пришествие. На авторынке – новые герои

На фоне затухающего спроса на новые авто в России китайские автомобильные бренды выглядят не хуже бойцов Шаолиня из остросюжетных боевиков, стремительно расталкивающих локтями конкурентов.

Китайское пришествие. На авторынке – новые герои
© Konkurent.ru

Как пишет деловой еженедельник «Конкурент», с точки зрения удельных показателей, автомарки из Поднебесной достигли небывалого прогресса: их рыночная доля к середине 2022 г. впервые превысила 20%, хотя еще в марте недотягивала до 10%, а в прежние годы составляла 4–5%. В третью неделю июля, по данным «Автостата», три китайские марки (Geely, Chery и Haval) попали в топ-6 российского рынка, пропустив вперед только АвтоВАЗ и альянс Kia и Hyundai – дилеры двух последних марок распродают остатки машин. А в середине июля самой продаваемой иномаркой в России оказался Chery Tiggo 4.

До кризиса подобные результаты казались невообразимыми. Доля чайнакаров уверенно росла всю пандемию коронавируса, но по итогам 2021 г. успехом считалось попадание двух китайских брендов, Haval и Chery, в топ-10 рынка. Сейчас же, по мере исчерпания запасов корейских машин, они начнут претендовать на место в первой тройке сразу за АвтоВАЗом. Только ли уход известных японских, немецких и других автопроизводителей послужил толчком к этому?

Китайские машины стали появляться в России примерно с середины 2000-х годов. Тогда российские предприниматели стали приезжать в Китай, налаживать контакты, отправлять в Россию первые партии продукции китайского автопрома. Продажи были незначительны, всего несколько сотен, ну, может, тысяча автомобилей в год. С тех времен осталось предубеждение, что китайский автопром – это страшненькие Amulet для стран третьего мира, Tianye Admiral с зазорами в кулак и Lifan Breez с чудовищной управляемостью и дизайном конца 80-х.

Начало «новой китайской эры» на отечественном рынке стартовало с приходом новых марок в начале «десятых» годов. Одной из таких стал бренд Dongfeng, который в первое время был больше интересен специалистам по лингвистике, не все смогли определиться, как правильно произносить название: «ДонгФенг», «Дунфэн» или «ДуньФень». А потом пришел Haval – дочерняя марка Great Wall, занимающаяся производством премиальных кроссоверов и внедорожников. И самой доступной из линейки стала модель H2: на удивление, машина, если и не поражала заявленной премиальностью, оказалась на реально хорошем уровне. На новый уровень вышла и компания Chery, представив кроссовер Tiggo 5. Внешне модель лишилась всякой «азиатчины» и была полностью автономной разработкой.

И вот уже во Владивостоке продают и Haval, и Chery. На подходе и Geely. Артем Макеев, директор автосервиса «Белизар»: «То, что Geely зайдет на Дальний Восток, – сомнений нет. Вопрос – куда? Насколько я знаю, выбор у них стоит между Владивостоком и Хабаровском. Но у наших властей есть планы использовать «Соллерс», предложив его как площадку для производства китайских авто. Если там реально начнут сборку, то Geely, конечно, откроют у нас свое представительство. И, безусловно, китайцы начнут активно замещать «выпадающие» с рынка марки авто, причем они нацелены сразу на премиальный сегмент. И вполне успешно могут конкурировать на рынке».

Дмитрий Антипьев, руководитель отдела продаж Mado by JAL (поставка авто с Японии): «Chery Центр Владивосток уже демонстрирует успешный опыт продаж китайских автомобилей в регионе, так почему бы хорошему примеру не последовать и авто марки Geely? Думаю, выход данного бренда на приморский рынок можно прогнозировать с высокой степенью вероятности. Сегодня, в условиях санкций, настало оптимальное время для активных действий китайских представителей авторынка. Официальные дилеры от Японии и Германии фактически заморозили продажи новых машин. Например, в салонах BMW не встретишь новых автомобилей, все заставлено подержанными машинами. Конечно, открылся корейский рынок, но он не приспособлен на продажу «на поток» и удовлетворить российский спрос просто не в состоянии. Поэтому в плане вывода предложений по новым машинам Китай вполне предоставит альтернативу другим, «ушедшим» из России маркам».

Деловой еженедельник «Конкурент» обратился в Geely с официальным запросом о будущем представительстве на Дальнем Востоке, но компания оставила наши вопросы без ответов. Тем не менее и без этого производителя выбор у приморцев будет значительный. Так, Great Wall готовится привезти в Россию автомобили под брендом Tank, которые должны составить конкуренцию Toyota Land Cruiser.

Chery объявила о выходе еще одного суббренда Omoda в дополнение к уже действующей марке Exeed. Первой моделью для россиян станет небольшой кроссовер C5. Цена неизвестна, но, если ориентироваться на его китайских конкурентов, ходовые версии вряд ли будут дешевле 2 млн руб. Плюсом к Omoda компания Chery рассматривает вывод еще одного суббренда Jetour, под которым планирует выпускать кроссоверы и внедорожники.

Алексей Изотов, руководитель отдела продаж ООО «Авторитет-Авто+» (дилер Haval): «Сейчас наступило время перемен, и Китай, являясь ключевым партнером нашей страны по большинству позиций на рынке, активно занимает автомобильный сегмент. Китайские автопроизводители в новых реалиях не только остались на рынке и увеличили продажи, но и оперативно решают все вопросы потребителей – от ценовой политики до гарантийных обязательств. В целом сегодня китайские автопроизводители не только не уступают японским, но и работают над внедрением технологий, которые опережают самые смелые ожидания потребителей».

О равной конкуренции китайских авто с корейскими и японскими автомобилями уверенно говорят и другие эксперты. На их взгляд, для знака равенства осталось одно – последовательно завоевывать сердца потребителей, формируя образ современного и надежного автомобиля. Это большая работа, которую не сделать за один год.

Алексей Изотов: «Так сложилось, что на Дальнем Востоке, в отличие от западной части России, люди убеждены в том, что японский автопром – надежнее и никто его заменить не может. Но давайте вспомним, как трансформировался рынок при заходе в Россию корейских брендов? Ведь до введения санкций корейские машины занимали в нашей стране лидирующие позиции».

Алексей Изотов называет портрет клиента «поднебесного» дилера очень пестрым: «Например, нередко нашими покупателями становятся молодые люди, только получившие права, – как правило, родители сразу озабочены предоставить ему новую, застрахованную машину со всеми гарантиями. Все чаще в салонах покупают автомобили те, кто намучился с подержанными авто, или те, кто всю жизнь мечтал о новом автомобиле. И в первом, и во втором случаях такие клиенты в текущих рыночных условиях могут позволить приобрести себе новую машину в рамках программ лояльности, которые предлагает дилер. Сегодня новый автомобиль не запредельная мечта, а реальность, которую можно воплотить в жизнь. И скажу точно: те, кто хоть раз прокатился на новом автомобиле, в дальнейшем выбор оставляют только за новыми машинами. Это – и качество работ и обслуживания, и престиж, и комфорт, и просто удобства, ведь все проблемы, в рамках договора, по купленному автомобилю берет на себя продавец».

«Переток клиентов в салоны значительно увеличивается уже сегодня, так как, владея новеньким китайским автомобилем, владельцы могут не задумываться о наличии оригинальных запчастей и качестве сервисного обслуживания, – отметили, в свою очередь, в Chery Центр Владивосток. – Автомобили торговой марки Chery и Exeed все больше и больше завоевывают приморский рынок, на дорогах города ежемесячно появляются новые «первопроходцы», которые наслаждаются китайским автопромом и получают максимум удовольствия от приобретения и использования автомобиля. Клиенты, приезжая на тест-драйв с опаской, после не задумываясь оформляют сделку – это как любовь с первого взгляда. Китай завоевывает мир во всех отраслях, не только автопромом, будущее уже стало настоящим».

Дмитрий Антипьев: «Если западный рынок РФ давно пользуется китайскими авто и вполне ими доволен, значит, характеристики у машин достаточно на высоком уровне. Кроме того, на дорогах Приморского края таких машин становится все больше, это дает возможность предположить, что на них есть спрос, а значит, наличие очевидных плюсов и достоинств. Внешне китайские автобренды привлекательны, выглядят респектабельно, надежно, дорого. При этом цена, как мы видим, вполне доступная. В этой связи, думаю, у китайских компаний есть все шансы занять лидирующие позиции на российском авторынке».