Войти в почту

Кардинальный переворот авторынка: какие модели стали локомотивом продаж в конце лета

Российский авторынок уже второй месяц как демонстрирует признаки восстановления. По данным аналитического агентства "Автостат", в июле россияне купили 35,6 тыс. легковых машин. Это, правда, на 75% ниже показателя годичной давности, но на 9% больше, чем в июне этого года.

Кардинальный переворот авторынка: какие модели стали локомотивом продаж в конце лета
© ТАСС

Понятно, что в течение еще не одного месяца мы будем говорить, что падение продаж продолжается — если сравнивать с 2021 годом, но при этом динамика продаж будет постепенно улучшаться. Даже несмотря на то, что у многих иностранных марок запасы автомобилей подходят к концу. Это факт, как и то, что в конце этого года рынок будет кардинально отличаться от того, что мы видели в начале.

Lada — наше все

"Делать погоду" на небогатом нашем рынке будет "Автоваз". Завод выходит из спячки, новости из Тольятти приходят практически ежедневно. В июле в целом продажи моделей "Автоваза" (по сравнению с июнем) выросли на треть и составили 10,3 тыс. Это, конечно, мало, если сравнивать с тем, сколько машин собирали в Тольятти в "жирные" годы, но стоит учесть, что с мая по июнь завод вовсе стоял. Из последних сообщений: на модели Granta и Niva Legend снова начали устанавливать кнопки системы экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. Во второй половине августа на конвейере должна появиться долгожданная третья модель — Niva Travel, причем в комплектации, как и у модели Granta, где предусмотрены подушки безопасности. Во второй половине 2022 года "Автоваз" планирует выпустить почти 140 тыс. автомобилей, что в два раза больше, чем в первом полугодии. С конца августа на предприятии будут организованы продленные смены — по 10 часов, а с сентября "Автоваз" планирует на трех линиях перейти на шестидневную рабочую неделю.

Думаю, все автомобили, выпущенные на "Автовазе", найдут своих покупателей. Многие могут воспользоваться, к примеру, госпрограммой льготного автокредитования, которая была запущена в середине июля. В Минпромторге говорят, что за последние десять дней июля по ней было реализовано более 2,3 тыс. автомобилей Lada, а также УАЗ и ГАЗ. Между прочим, сегодня практически каждый пятый проданный автомобиль в России — Lada Granta.

Впрочем, для многих покупателей такой выбор наверняка стал вынужденным: легковых иномарок у дилеров практически не осталось, иностранную машину российской сборки с помощью льготного кредита не купить (не производятся они сейчас в нашей стране). Кроме того, ряд моделей просто не попадает в список из-за дороговизны — верхняя планка программы составляет 2 млн рублей. В целом же программа уже дала мощный толчок всему авторынку: говорят, что трафик потенциальных покупателей в дилерских центрах увеличился на 20–30%. И это без какой-либо существенной рекламы!

Исключением во всей этой истории с иностранными авто являются китайские машины. Спрос в РФ на иномарки сместился в их сторону, поскольку поставки из КНР не прекращались и дефицит машин из Поднебесной не наблюдается. Более того — регулярно появляются новые, интересные модели.

Тем временем продажи автомобилей премиальных марок упали до своего исторического минимума — они занимают ныне всего 4% от общего объема рынка легковых машин, тогда как обычно доля премиум-сегмента держалась в районе 9–10%. Вероятно, что в ближайшие месяцы этот показатель и дальше будет снижаться, ведь практически весь премиум-сегмент — европейские, японские и американские бренды, которые вряд ли пойдут против антироссийских санкций. Конечно, ситуацию несколько поддержит параллельный импорт, но исправить полностью точно не сможет.

И вот что интересно. Средний чек на новые автомобили в РФ по итогам июня-июля составил 2,3 млн рублей, что на 10% выше, чем в начале года, но куда ниже весеннего рекорда в 2,8 млн рублей. Постепенное снижение объясняется просто: запасы дорогих машин тают, зато растет доля китайских и традиционно отечественных автомобилей. На этом фоне, думаю, в ближайшие месяцы падение средней цены продолжится, в первую очередь за счет роста доли Lada. Говорить о снижении цен в целом пока не приходится (разве что у некоторых китайских марок) — в ближайшее время для этого я не вижу сколько-то значимых предпосылок.

Впрочем, хватит теории. Я решил выяснить, какие модели стали основным локомотивом продаж в конце лета, какие запасы еще остались у дилеров "спящих" марок и какие реальные цены сейчас на российском рынке.

Местное на рынке

Что приятно: "антикризисная" модификация Granta в салонах дилеров есть и не застаивается. Может быть, потому, что выбора особенно нет, а может, потому, что стоит дешевле "обычной" модели. На официальном сайте цены начинаются от 678 300 рублей за седан. Рейд по столичным и подмосковным салонам Lada показал, что машины продают именно по рекомендованным розничным ценам. Имеется и Lada Granta с кондиционером — от 745 900 рублей. В дефиците пока Niva Legend (от 806 900 рублей) — в версии 2022 модельного года внедорожник выпускается в упрощенной комплектации без подушек безопасности и ABS. Проблема также — купить в салонах столичных дилеров "старую" Niva. Стоит пока подождать и "упрощенную" Lada Niva Travel — на официальном сайте цены на нее стартуют от 1 066 900 рублей, но единственная машина, которую предложил подмосковный дилер (зато в полной комплектации), стоила 1,5 млн рублей. Как ожидается, старт серийного производства в Тольятти не за горами.

А вот за седанами и универсалами Lada Vesta, которые уже появились в торговых залах, очередей нет. Еще бы: при рекомендованной цене 1,6–1,8 млн рублей дилеры, видимо, пользуясь дефицитом, "нагрузили" эти машины всевозможными опциями и подняли цены до 2,3–2,6 млн рублей. Как обещают на "Автовазе", завод будет разбираться с такой "инициативой дилеров". Тем не менее серьезного снижения ждать не стоит, пока модель снова не поставят на конвейер. По плану, это должно произойти к началу весны 2023 года.

Hyundai и Kia

Кроссовер Hyundai Creta по-прежнему остается самой популярной иномаркой на российском рынке, и в дилерских центрах автомобили пока есть, но не всегда найдется нужная комплектация. Самым доступным вариантом остается переднеприводная Creta с 1,6-литровым мотором (123 л.с.) и механической коробкой передач в средней комплектации Classic — 1,9 млн рублей. Желающим купить популярный кроссовер с автоматической коробкой передач придется заплатить более 2,1 млн рублей. Кроме того, в салоне компании Kia я увидел даже обновленный Sportage, российская официальная премьера которого, к сожалению, не состоялась. Правда, вот цена: на сайте производителя указано "от 2,8 млн", а дилер назвал стоимость больше 4,5 млн рублей.

Похожая ситуация и с Kia Rio. На сайте представительства объявлена официальная цена за самую простую комплектацию Classsic с механикой — 1 434 900 рублей; за авто с автоматом просят уже 1,6–1,7 млн рублей. Но дилеры смело добавляют 200–400 тыс. рублей.

Haval Jolion, Geely Coolray и Chery Tiggo 4

Куда больший выбор автомобилей есть среди китайских авто, причем даже скидки на многие модели предусмотрены. А недавно проведенный на популярном автомобильном сайте опрос показал, что уже половина респондентов в России считает, что машины из КНР догнали мировых автогигантов по качеству и могут с ними конкурировать. Еще почти 28% уверены, что догонят в ближайшие годы. И только 8% респондентов пока не готовы купить китайский автомобиль.

Самой популярной моделью из КНР в России недавно стал Jolion. За 2,3 млн рублей предлагают полноприводную модификацию с 1,5-литровым мотором и роботизированной коробкой передач. Довеском будет серьезный подарок, например комплект зимних шин. А месяц назад этот кроссовер стоил на 150 тыс. дороже и никаких подарков не предлагали.

Бестселлер на российском рынке у китайской компании Geely — кроссовер Coolray. Он является самой доступной моделью бренда и стоит (по официальным данным) от 1 879 990 рублей. Впрочем, похоже, модель пока в дефиците. А то, что удалось найти у столичных дилеров, оценивалось свыше 1 млн 950 тыс. рублей.

Впрочем, если вам подходит переднеприводной кроссовер, то можно обратить внимание на модель-конкурента: Chery Tiggo 4 — есть у дилеров по цене от 1,7 млн рублей. Причем есть возможность договориться о небольшой скидке и подарке. Правда, мотор в этом случае будет в 113 л.с. (у Coolray — 150 л.с. и автомат).

Вообще, похоже, что китайские автомобили — это наша новая реальность. Никто из европейских, японских или корейских конкурентов уже ничего подобного за такие цены не предлагает. При этом качеством китайские модели не уступают, а в некоторых моментах уже и превосходят. Прибавьте к этому богатые комплектации, стильный дизайн и, что сейчас особенно важно, хорошую гарантию и наличие запчастей.

JAC J7: кандидат в "москвичи"?

Среди китайских новинок в наш "кроссоверный век" компания JAC довольно неожиданно вывела на российский рынок лифтбек J7. При этом его изображение показали на презентации, которую устроили руководители Москвы в цехах нового автозавода "Москвич". Пока не ясно, будет ли JAC собирать на российской площадке эти лифтбеки или ожидаются какие иные коллаборации с "Москвичом". Представители мэрии от комментариев отказались. Но в любом случае мне любопытно — почему именно такой привезли в Россию, вопреки всем современным тенденциям? Ведь все китайские производители как один предлагают нам кроссоверы, а здесь не просто седан, а большой лифтбек: его длина составляет почти 4,8 м (он крупнее, чем Skoda Octavia).

У нынешнего главного дизайнера компании Даниэля Гальоне получилась очень стильная машина — руку он набивал на спортивных автомобилях в Alfa-Romeo. Во время тест-драйва, который я устроил J7, у меня часто интересовались, что это за машина, новая ли модель Maserati или, может, новое поколение Kia-Stinger? Такие сравнения, на мой взгляд, уже звучат как комплимент.

Интерьер у "семерки" тоже самобытный, нескучный. Взгляд сразу притягивает вертикально расположенный центральный дисплей: лично мне J7 этим напомнил Tesla. Довольно неожиданной стала атмосферная подсветка панели перед передним пассажиром и на картах передних дверей — напоминает бесконечное сплетение тоненьких цветных нитей. Яркость, цвет (я выбрал зеленый) и режимы работы можно настроить под себя или отключить вовсе. Конечно, это абсолютно бесполезная в повседневном использовании функция, но — красивая и запоминающаяся. Салон J7 очень просторный, как и багажник объемом 540 л.

Под капотом у "семерки" — всего один мотор, вне зависимости от комплектации: 1,5 л, 136 л.с., 200 Н·м. Двигатель работает в паре с шестиступенчатой "механикой" или вариатором: на тест-драйв мне достался второй, более дорогой вариант. При этом мотор и автомат между собой дружат прекрасно: время разгона J7 с места до сотни производители почему-то нигде не указывают, но, по моим ощущениям, в 10 секунд автомобиль точно укладывается. Заявленная максимальная скорость в 170 км/ч тоже показалась несколько словно заниженной. Машина неплохо слушается руля, но все-таки характеристик спорткара от нее требовать не стоит (несмотря на наличие режима "спорт"). Просто хороший легковой автомобиль. Даже очень хороший.

На выбор предлагается три комплектации, только цена мне не очень нравится: 1,8 млн рублей за базовую версию, а за полную комплектацию просят уже 2,1 млн рублей. Не знаю, пропишется или нет "семерка" на столичном автозаводе, но, думаю, на российском рынке появился сильный игрок. То, что надо для такси или для горожанина, который не хочет кроссовер.

Haval Dargo: внедорожник на 3/4

Возможно, главная премьера на российском рынке среди иностранных авто этого лета — Haval Dargo. Кроссовер, который хочет быть внедорожником.

С точки зрения габаритов Dargo в классе среднеразмерных кроссоверов может считаться переростком: при 4,62 м он длиннее, чем Kia-Sportage или Toyota RAV4. При этом он еще и выглядит очень мужественно: рубленые формы, массивные очертания арок, накладки по всему кузову из грубого на вид пластика, массивные рейлинги на крыше. В целом дизайн, включая решетку радиатора и круглые фары, напомнил мне стилистику автомобилей марки Jeep (что должно льстить любому автопроизводителю).

В компании подчеркивают, что это именно кроссовер; внедорожник он не настоящий, а всего на ¾: клиренс — всего 20 см, причем штатная защита двигателя — пластиковая. Так что его внешность призвана разве что поразить клиента. Но в сердце!

Салон авторам тоже явно удался. С одной стороны, винтажные элементы "а-ля настоящий внедорожник", с другой — модные технологические решения, современные экраны мультимедийной системы. При этом они между собой хорошо гармонируют.

В России представлен один, самый мощный мотор — 2 л (192 л.с., 320 Н·м), с турбонаддувом (сертифицирован и под 92-й бензин). Коробка передач тоже одна: семиступенчатый робот с двумя сцеплениями.

На практике, могу сказать, тяжелой машине мощности и на трассе, и в городе хватает. На ходу коробка работает правильно, шустро и незаметно перещелкивая передачи, как и положено роботу.

На грунтовых дорогах кроссовер продемонстрировал, что может хорошо и быстро ехать практически по любому покрытию: по извилистой лесной дороге, по небольшому броду через местную речушку и довольно глубокую лужу. Даже на "стиральной доске" руль только приятно вибрировал в руках, без попыток вырваться. Шумоизоляция тоже работала на пятерку.

Само собой, за такой комплект достоинств придется заплатить немалую цену: от 3,1 млн (в начальной, переднеприводной модификации) до 3,7 млн рублей (за версию Tech Plus, где воплощены все технологические новинки — от проекционного дисплея до массажера передних сидений и системы автоматической парковки).

Тем не менее все-таки не стоит забывать, что это пусть и очень продвинутый кроссовер, но с несущим кузовом, полным приводом с многодисковой муфтой подключения задней оси, а не рамный внедорожник.

Exeed TXL 2.0 Sport Edition: новый премиум

Премиальная китайская марка недавно вывела на наш рынок еще и новый кроссовер Exeed TXL с 2-литровым двигателем (197 л.с.) и целым рядом новых опций.

Внешние различия между "обычным" TXL и "спортивным" не слишком велики, хотя, по мнению маркетологов молодой китайской марки, очень важны. Кроме шильдика Sport Edition к ним относятся, например, красные "боевые" тормозные суппорты (смотрятся эффектно, а конструктивно это обычные тормоза). Также появляются два новых "премиальных" цвета — "галактический серый" и "эклипс". И только у этой версии есть автоматически выдвигающиеся (при открытии дверей) подножки (между прочим, с голубой подсветкой) — как у Cadillac или RangeRover. Еще у "спортивной" новинки появляется дополнительный набор других опций.

В салоне кроссовера все, как и в "базовой" версии, — добротно, "дорого-богато". К качественной отделке искусственной кожей добавились разве что вставки из натуральной. Богатый набор оборудования (как и у "базовой" модели), та же хорошо звучащая аудиосистема, беспроводная зарядка для телефона, панорамная крыша, фильтр очистки воздуха с индикатором уровня загрязнения и ионизатором и т.д. Аналогичная система мультимедиа: два объединенных сенсорных экрана (каждый — с диагональю 12,3 дюйма) с хорошей графикой и быстрым откликом. Из незаметных глазу, но приятных изменений — двухступенчатый обогрев не только подушек, но и спинок сидений, отличная шумоизоляция лобового и передних боковых стекол, два дополнительных USB-входа, функция автоматической настройки зеркал при движении задним ходом и встроенный видеорегистратор.

Главное изменение: под капотом — новый двухлитровый мотор. Причем по мощности он всего на 11 сил превосходит привычный двигатель 1,6 (186 л.с.), однако разница в крутящем моменте более существенная: 375 Н·м против 275. И разница в разгоне до сотни составляет около секунды — 9,0 вместо 9,8 (и тяга у мотора лучше, что хорошо заметно при обгоне на трассе). Тут все по-взрослому: нажал на педаль газа — и полетел. Очень впечатляет! Как мне кажется, именно трасса — то место, где TXL 2.0 может проявить свои лучшие качества. Подвеска хорошо отрабатывает пологие волны, легко справляется с крупными и средними неровностями. Расход топлива у меня составил разумные 9,5 л на сотню, причем ехали мы довольно быстро.

При этом он очень неплохо приспособлен и к путешествию по грунтовым дорогам, даже изрядно разбитым. Потому что подвеска действительно хороша — мы ее изрядно помучили на карельских проселочных дорогах. Конечно, для штурма реального бездорожья эта машина все же не предназначена. Ведь Exeed TLX Sport Edition — это все же быстрый, комфортный и приятный в управлении, но городской кроссовер. Цена его — 4,6 млн рублей, а в качестве приятного бонуса марка Exeel предлагает семилетнюю гарантию (или 200 тыс. км пробега — что наступит раньше) на все автомобили. Что отчасти снимает вопрос: а сколько будет стоить машина через несколько лет, когда придет время ее поменять?