Mercedes-Benz хочет продать свой завод по сборке автомобилей в подмосковном Есипове, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
По их словам, сделка находится уже на заключительной стадии, покупателем станет российский дилер, главный претендент — «Автодом».
Еще в начале июля стало известно, что компания планирует окончательно уйти с российского рынка и продать все имущество своего официального дистрибьютора в стране «Мерседес-Бенц Рус» одному из дилеров, скорее всего, «Панавто». Но тогда речи о заводе не шло, упоминались только дилерский центр, склад и офис.
Комментирует гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «В контексте актуальных санкций, видимо, компания не видит возможности для продолжения работы. Я уверен, что компания на самом деле хотела бы продолжать работу на российском рынке, где проделана была колоссальная работа для того, чтобы бренд был успешным, чтобы автомобили хорошо продавались, чтобы сервис был эффективным. Видимо, других вариантов, к сожалению, они не видят. Завод новый, завод современный, завод построен с заделом на перспективу и на будущее. При этом завод как промышленный объект несет в себе весьма сомнительную ценность, потому что его необходимо чем-то определенным загружать. Причем, учитывая его профилирование под Mercedes, направленность должна быть автомобильная. И здесь встает вопрос, что это будут за автомобили, каких марок и с какими технологиями? Проще всего было бы использовать завод для производства каких-то новых электромобилей из тех стран, с которыми у нас сейчас улучшаются деловые связи. Например, в Китае есть огромное количество современных, очень интересных электромобилей, сейчас они продаются на локальном рынке, потому что спрос у них на такие автомобили очень высокий. И для того чтобы такие автомобили попадали на новые рынки, необходимо, чтобы там были современные производственные площадки. Определенная перестройка будет нужна, главное, что основа на месте уже есть».
Дилер «Автодом», который называют главным претендентом на покупку завода, ранее заявлял, что хочет выйти в новый сегмент и стать производственной компанией. Речь может идти о сборке китайских автомобилей, для этого дилеру и нужен завод Mercedes, отмечают эксперты.
Также сообщается, что в сделку входит и передача прав на дистрибуцию автомобилей Mercedes в России. Но это может быть отдельное соглашение, потому что производить на заводе машины бренда точно не получится. Для этого нужны поставки комплектующих, которые невозможны без поддержки штаб-квартиры Mercedes. Продолжит автоэксперт Артем Бобцов:
— Думаю, что завод попал в сделку, поскольку невозможно уйти из России частично, прекратить поставлять автомобили, прекратить дистрибьютировать, но при этом сохранить за собой завод. Непонятно, зачем и для чего он нужен. На самом деле имущества много, имущество дорогое, думаю, что вряд ли кто-то из дилеров способен своими деньгами сразу это выкупить. Скорее всего, будут либо какие-то банки привлечены к сделке, возможно, какая-то кооперация. Но дилеры между собой кооперироваться не будут, они всю жизнь были конкурентами, поэтому думаю, что заберет какая-то одна структура. Цель всей этой сделки — это защитить как раз владельцев Mercedes, то есть дать возможность кому-то из дилеров заниматься относительно легально поставкой запчастей в Россию, чтобы существующая дилерская сеть могла ремонтировать автомобили и поддерживать гарантийные обязательства. Все-таки для Mercedes важна репутационная история с точки зрения работы в России в текущих условиях, но гораздо важнее репутация в глазах покупателей автомобилей. В этом смысле они всегда в таких историях действуют достаточно последовательно и стараются защитить именно владельцев автомобилей.
— Можно ли будет как-то купить автомобили этой марки?
— Если речь идет о новых моделях, которых нет в России, то только привозить из-за границы. Тонким-тонким ручейком такие машины едут из Армении, из Эмиратов. Из Европы достаточно проблематично машину привезти, оттуда подержанные машины в основном сейчас завозят. Но, видимо, таким тонким ручейком он в ближайшее время и останется, поскольку в большом количестве таких машин на внешних рынках нет. Во-вторых, существуют логистические сложности и таможенные. Поэтому купить, наверное, вы все-таки сможете, но это будет стоить очень дорого, и придется машину достаточно долго ждать.
По словам экспертов, Mercedes еще не успел вернуть вложения в завод, потому что он запустился только в 2019 году. Поэтому есть смысл предусмотреть во время сделки возможность обратного выкупа активов.
Потери бренда в легковом сегменте в России составили больше 650 млн евро за период с января по июнь. В российском офисе Mercedes-Benz сообщили, что компания рассматривает разные варианты ведения бизнеса в стране, конкретных решений пока нет.