Войти в почту

Сотни мировых раритетов: лучшие машины автофестиваля в Казани

Казанский фестиваль исторической техники проводят ежегодно с 2007 года, но в столице Татарстана мероприятие проходило только в «коронавирусном» 2020-м. В другие годы выставка базировалась в Зеленодольском и Высокогорском районах (автодром Kazanring), а с 2018-го ретроавтомобили принимает город-курорт «Свияжские холмы» в Верхнеуслонском районе.
Сотни мировых раритетов: лучшие машины автофестиваля в Казани
© Motor.ru
Один из старейших экспонатов XV ретрофестиваля — американский трицикл Kelsey 1909 года выпуска. Простая конструкция и низкая цена — вот слагаемые, на которые понадеялся Карл Кейси. Успешной разработка не стала: 7-сильный двухцилиндровый трицикл с воздушным охлаждением уступал по комфорту и функциональности Ford T, но был немногим дешевле. В 1910-е годы было выпущено около двухсот самоходных повозок Kelsey Motorette.
Вездеход Bantam называют прообразом всех «джипов» — именно эта модель стала основой для знаменитого «Виллиса». Всего в начале 1940-х годов было сделано около 2,6 тысячи Bantam BRC-40, из них только полсотни — с полноуправляемым шасси. Большинство «Бантамов» не вернулись с фронта, и в настоящий момент известно всего о двух отреставрированных машинах с задними подруливающими колёсами. Один из них — в Музее внедорожных автомобилей из Самары.
Ещё один чудом выживший экземпляр — древометаллический фургон «Москвич 401-422» с народным именем «Буратино». Из-за нехватки металла в послевоенном СССР утилитарные машины для нужд народного хозяйства делали с деревянными кузовами. Были такими и «Москвичи» — упрощенными фургонами с крышей из дермантина пользовались, к примеру, почтальоны. В частные руки такие машины не продавались, а в государственных гаражах их не берегли, поэтому до наших дней сохранились всего пять «Буратин».
Первый послевоенный автомобиль СССР — роскошный семиместный лимузин ЗиС-110 — украшение любой экспозиции. Именно «сто десятый» стал последним массовым представительским советским автомобилем: такие лимузины использовались не только высшим руководством страны, но и возили госслужащих рангом ниже, а несколько сотен машин даже работали в такси!
У микроавтобуса ЗиЛ-3207 «Юность» из коллекции ПАО «Татнефть» непростая судьба. В 1990-е годы некогда престижные столичные микроавтобусы перестали закупаться властями, не выдержав конкуренции с более дешёвыми и универсальными американскими вэнами. Этот автомобиль 1995 года выпуска — один из последних в серии. До списания эксплуатировался в качестве обычного вахтового автобуса в Нижнекамске.
Ещё один мелкосерийный советский микроавтобус — «Старт». Однообъёмник со стеклопластиковым кузовом необычной формы разработали в 1963 году на агрегатах «Волги» ГАЗ-21. Массовой модель не стала из-за целого ряда конструктивных и эргономических просчётов — эффектный кузов деформировался от времени, «Старт» уступал по экономичности и удобству пользования микроавтобусам РАФ, поэтому до 1970 года было сделано около 150 экземпляров.
Видавший виды Wanderer W24 — пример того, как может выглядеть 85-летний раритет без реставрации. С 1937-го по 1940 год на заводе Auto-Union было выпущено около 22,5 тысячи W24, что делает модель самой многочисленной в линейке Wanderer. Конструкция типична для довоенных немецких машин среднего класса — под капотом 42-сильный четырёхцилиндровый 1,8-литровый двигатель с боковым расположением клапанов, коробка передач — 4-скоростная «механика», привод задний.
Трёхосный штабной автобус ГАЗ-05-193 — образец утилитарного пассажирского транспорта. На шасси ГАЗ-ААА водрузили усиленную лонжеронную раму, кузов — с деревянным каркасом, обшитый листовым металлом, крыша из брезента, салон обшит фанерой, кресла покрыты дермантином. Из элементов комфорта — печка, действующая от выхлопных газов и стол. Ни одной машины до наших дней не сохранилось — выставочный автобус воссоздан клубом «Ретромобиль» с Высокой Горы.
ГАЗ-410 — один из первых советских самосвалов. В 1930-е годы грузовые автомобили с саморазгружающимся кузовом у нас назывались «опрокидками». Отличия от исходного бортового ГАЗ-АА — укороченная на 59 сантиметров рама, оригинальный стальной кузов, а также наличие подъёмного механизма. Грузоподъёмность ГАЗ-410 — всего 1250 килограммов, но до 1948 года в СССР не выпускали других самосвалов, поэтому на «четыреста десятом» держались все восстановительные стройки.
Заднеприводный пикап ГАЗ-415 представляет собой грузопассажирскую модификацию «Эмки» М-1. «Четыреста пятнадцатый» унифицирован по технике с исходной легковушкой, а отличительной чертой является платформа, рассчитанная на 400 килограммов груза или шестерых пассажиров (размещаются на откидных лавках вдоль бортов). До войны было сделано чуть больше пяти тысяч пикапов, но практически все ГАЗ-415 были уничтожены на фронте.
Pontiac GTO самого популярного 1966 модельного года — всего было выпущено почти 97 тысяч восьмицилиндровых купе длиной 5,2 метра.
Cadillac Eldorado Brougham третьего поколения образца 1958 года.
Родстер Chevrolet Corvette С1 1960 года выпуска
Аутентичные модели АвтоВАЗа от тольяттинского клуба Lada History
Праворульный ВАЗ-21086 образца 1989 года, прибывший в Россию из Великобритании в 1996 году.
От обычной 1,3-литровой «восьмёрки» реэкспортная версия отличается конструкцией рулевой рейки и расположением стеклоочистителей. Спустя 33 года у хозяина сохранились оригинальные номерные знаки из Бирмингема, а их подлинность подтверждается маркировкой на заднем стекле.
ВАЗ-2102 1985 года выпуска
Реэкспортная Lada Samara Fun с кузовом ландо на базе «восьмёрки» 1991 года выпуска. Из особенностей — кожаный салон и четырёхфарная немецкая оптика.
Отреставрированный ВАЗ-2121 1980 года выпуска
Отреставрированный ВАЗ-2121 1980 года выпуска
Советская «капсула времени» ВАЗ-21043 — пробег с 1989 года менее трёх тысяч километров
ВАЗ-21051 1990 года выпуска с пробегом 21 тысячу километров
Ранний ВАЗ-2106 1979 года выпуска
ГАЗ-12 «ЗиМ» н
Аутентичный Jaguar E-Type из казанского «Клуба-311»
Аутентичный Jaguar E-Type из казанского «Клуба-311»
Ford Thunderbird второго поколения из казанского «Клуба-311»
Dodge Charger третьего поколения из казанского «Клуба-311»
Ford Torino третьего поколения из казанского «Клуба-311»
GMC C/K-Series первого поколения из казанского «Клуба-311»
Chrysler Imperial Crown второго поколения из казанского «Клуба-311»
ГАЗ-20 «Победа 1957 года выпуска
Классический Porsche 911 (901) 1969 года выпуска с базовым 2,0-литровым двигателем
Willys MB 1943 года выпуска. Воевал в Северной Африки и на Сицилии в составе воздушно-десантной дивизии армии США.

Международный фестиваль исторической техники вот уже пятнадцать лет проходит в Татарстане. В этом году зрители могли познакомиться с целой плеядой уникальных машин от мелкосерийного трицикла Kelsey 1909 года выпуска и роскошного родстера Packard Twelve до реэкспортной праворульной «восьмёрки» и позднесоветского автобуса ЗиЛ «Юность». Два десятка экипажей приняли участие в ретроралли по дорогам общего пользования. Самые интересные экземпляры фестиваля — в нашей большой галерее.